ЭЗОПОВ ЯЗЫК (от имени др.-греч. баснописца Эзопа) - особый стиль изложения, имеющий целью замаскировать (прежде всего для цензуры в условиях антидемократического строя) прямое, непосредственное выражение идей, взглядов, противоречащих официальной политике, идеологии или господствующим в обществе представлениям, однако сравнительно легко дешифруемое внимательным читателем. Э. я.- совокупность приёмов иносказания (аллегория, перифраза, фигура умолчания, «говорящие» псевдонимы, разного рода аллюзии, басенные и фольклорные персонажи, наделённые социально-культурной коннотацией, элементы сказочной фантастики и т. п.). Нередко для выражения идей средствами Э. я. используют жанры басни или сказки (И. А. Крылов, М. Е. Салтыков-Щедрин), легенды (В. М. Гар-шин), «переводы» и «подражания» из древней и вост. поэзии, сюжеты на библейские, античные, исторические темы (напр., «Арион» А. С. Пушкина), на темы из жизни других стран (напр., «Жалобы турка» М. Ю. Лермонтова).
Выражение «Э.я.» ввёл в употребление Салтыков-Щедрин: «Создалась особенная рабская манера писать, которая может быть названа эзоповской,- манера, обнаруживающая изворотливость в изобретении оговорок, недомолвок и прочих обманных средств», «писатель не знает..., в какие ризы её (мысль) одеть, чтобы она не вышла уж чересчур доступною (для цензурного ока). Кутает-кугает, обматывает всевозможными околичностями и аллегориями...».
Э.я. складывался прежде всего в жанрах публицистики, политической сатиры (прозаической и стихотворной), в гражданской поэзии. Мастерами Э. я. были Н Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Н. А. Некрасов, В. С. Курочкин, Салтыков-Щедрин.
Разные исторические периоды имели разные виды символики Э. я. Так, декабристы «временщиком» называли А. А. Аракчеева, революционные демократы Сибирь обозначали как «Вестминстерское аббатство» (место захоронения лучших людей Англии), революционную деятельность - «великая работа», революцию - «невеста», «настоящий день», «дама в розовом». Особенно разработанной была система «ззоповских» замен в произведениях Салтыкова-Щедрина, напр.- невежественные и самоуверенные чиновники — «помпадуры» и «градоначальники», представители нарождающейся буржуазии - «хищники», крестьянин - «человек, питающийся лебедой»  и т. д.
Под Э. я. понимается также творческая манера к.-л. писателя, публициста, характеризующаяся иносказательностью, использованием различных приёмов условного изображения действительности (М. А. Булгаков, Вс. В.  Иванов).