Языкознание, лингвистика, языковедение,- наука о языке (см.). Объектом Я. является язык во всём объёме его свойств и функций, строение, функционирование и историческое развитие языка. Однако в качестве непосредственного предмета Я. в разные эпохи выдвигались различные стороны объекта. С классической древности до нач. 19 в. Я. ещё не отделилось от логики и предметом его (как части тогдашней логики и философии) считались единые общечеловеческие способы выражения мысли. В 19 в. Я. вполне обособляется, вырабатывается эволюционный взгляд на язык; предметом Я. становятся различные языки в их истории. В 20 в. Я. изучает язык как универсальную, неотъемлемую принадлежность человека и языки в их многообразных, конкретно-исторических формах.
Система языковедческих дисциплин. Совр. Я. соответственно особенности объекта разделяется на общее языкознание, имеющее предметом общие законы строения и развития языка, и частные области Я., изучающие отдельные языки или их группы или семьи, напр. рус. Я., или русистика, романское Я., или романистика, и т.д. Состав частных областей Я. расширяется: развивается типология языков — учение о наиболее общих явлениях в языках и о языковых типах, начатая ещё в классификациях языков в нач. 19 в. и занимающая промежуточное положение между общим Я. и частными областями Я.; в 1-й пол. 20 в. сложилась а реальная лингвистика- изучение смежных языковых групп, распространённых на одной территории, независимо от их генетической близости (родства); к 80-м гг. 20 в. оформилось изучение отдалённых родственных отношений между разными семьями языков - индоевропейской, урало-алтайской, семито-хамитской (называемое также ностратикой), отношений между индейскими языками Америки, и т. д. К частным областям Я. относится интерлингвистика (см.) - изучение и конструирование искусственных языков («семей» искусственных языков и отношений между ними) - т. н. планируемых языков для общения «человек - человек» (типа эсперанто, идо и др.). Конструирование и изучение языков для общения человека с машиной (компьютером) и для машин (компьютеров) выделилось в особую пограничную дисциплину.
В совр. Я. сохраняется традиционно сложившееся разделение дисциплин. 1) Дисциплины о внутреннем устройстве языка, или «внутренняя лингвистика»: фонетика и фонология (с выделением просодии), грамматика, с подразделением на морфологию и синтаксис (иногда с выделением морфонологии и словообразования), лексикология (с выделением фразеологии), семантика (иногда с выделением семасиологии и теории референции), стилистика, типология. 2) Дисциплины об историческом развитии языка: история языка, историческая грамматика (иногда в широком значении истории языка), сравнительно-историческая грамматика, история лит. языков, этимология. 3) Дисциплины о функционировании языка в обществе, или «внешняя лингвистика»: диалектология, лингвистическая география, ареальная лингвистика, социолингвистика. 4) Дисциплины, занимающиеся комплексными проблемами и возникающие на стыке наук: психолингвистика, математическая лингвистика (к-рая рассматривается и как отрасль математики), компьютерная лингвистика, инженерная лингвистика (к-рая рассматривается и как прикладная дисциплина). 5) Прикладные лингвистические дисциплины: экспериментальная фонетика, лексикография, лингвостатистика, палео-графия, история письменностей, лингвистическая дешифровка неизвестных письменностей и др. В практике лингвистических исследований такое разделение бывает условным, т. к. указанные дисциплины тесно связаны между собой.
Краткий исторический очерк. Древний этап Я. (Древняя Греция и Древняя Индия) характеризуется господством логического направления. Анализ языка - лишь подсобное средство логики; язык рассматривается как средство формирования и выражения мысли — господствуют т. н. орудийные концепции языка. Первое специальное сочинение по Я. в европейской науке -диалог Платона (428 или 427 до н. э.- 348 или 347 до и. э.) «Кратил». Однако языковедческий интерес представляет также способ построения Платоном его общей философской системы (особенно в диалогах «Софист» и «Парменид»). Аристотель (384—322 до н. э.) в работах «Категория», «Об истолковании», «Топика» изложил цельную логико-языковую концепцию. Десять категорий Аристотеля (сущность, количество, качество, отношение и т. д.) - не что иное, как построенный в строгой иерархии список всех форм сказуемого, к-рые могут встретиться в простом предложении др.-греч. языка. Основным типом суждения Аристотель считал высказывание «существительное-субъект - существительное-предикат» [напр., Человек бежит как «Человек есть бегущее» (существо)], другие типы суждений-высказываний он рассматривал как трансформации основного типа. Аристотель первым из античных мыслителей подошёл к проблеме грамматической формы, развивал учение о частях речи. Концепция Аристотеля была продолжена в европейской логике и грамматике средневековья. Нек-рые грамматические термины в рус. грамматике - кальки введённых им терминов.
Отличную линию проводили философы-стоики. Стоики (начиная с Древней Стой 3-2 вв. до н. э.— Зенон, Клеанф, Хрисипп и др.) впервые открыли, что у высказывания два предмета: во-первых, вещь, объект реального мира («тело»; в терминологии логики и Я. 20 в.- «предмет обозначения», «денотат», «значение», «экстенсионал»); во-вторых, некая специфическая мыслительная сущность («лектон»; в терминологии логики и Я. 20 в.- «сигнификат», «смысл», «интенсио-нал»). Стоики заложили основы учения о семантическом синтаксисе, закончили классификацию частей речи.
Логическое направление в Я. получило завершение в логике и грамматике Пор-Рояля во Франции во 2-й пол. 17 в. и существовало вплоть до 19 в. Учёные древности исходили из форм родного языка (др.-греч. или др.-инд.), учёные Пор-Рояля стали считать логические формы языка, установленные ещё на греко-лат. материале,-понятие, суждение и девять частей речи — универсальными формами всех языков. Т.о., в рамках логического направления был сделан важный шаг к познанию языка как универсальной принадлежности человека. Национально-исторические особенности языков при этом рассматривались как предмет не науки, а грамматического и стилистического «искусства» (l'art). Концепция Пор-Рояля стала важным этапом в дальнейшем развитии универсальной грамматики, продолженной, в частности, в Копенгагенском лингвистическом кружке и других совр. направлениях Я.
Учёные Пор-Рояля имели предшественников, среди к-рых выделяются т. н. модисты (т. е. исследователи «модусов значений») 13-14 вв. и исп. языковед Санчес де лас Бросас (Санкций), автор универсальной грамматики «Минерва» (1587).