Грамматическое значение - обобщённое, отвлечённое языковое значение, присущее ряду слов, словоформ, синтаксических конструкций и находящее своё регулярное (стандартное)
выражение в грамматических формах (см.). В области морфологии - это общие значения слов как частей речи (напр., значения предметности у существительных, процессуальное™ у глаголов), а также частные значения словоформ и слов в целом, противопоставляемые друг другу в рамках морфологических категорий (см. Грамматическая категория) (напр., значения того или иного времени, лица, числа, рода). В области синтаксиса - это значение предикативности (свойственная предложению отнесённость сообщаемого в тот или иной временнбй и объективно-модальный план), а также разнообразные отношения компонентов словосочетаний и предложений как абстрактных грамматических образцов (в отвлечении от их лексического наполнения): значения семантического субъекта, объекта, того или иного обстоятельственного квалификатора (локальное, темпоральное, причинное, целевое и т.п.); формализованные в определённых языковых средствах компоненты тема-рематической структуры предложения (см. Актуальное членение предложения); выраженные союзной связью отношения частей сложного предложения. К Г. з. могут быть также отнесены (в той мере, в какой словообразование, при всей его специфике, может рассматриваться как часть грамматического строя языка) словообразовательные значения как обобщённые значения, выраженные внутрисловными средствами у части мотивированных слов той или иной части речи. Это значения мутационные (напр., носителя признака, производителя действия), транспозиционные (напр., опредмеченного действия или признака), модифика-ционные (напр., градационные - указывающие на ту или иную степень проявления признака). Г. з. противопоставлены лексическим значениям, лишённым регулярного (стандартного) выражения и не обязательно имеющим абстрагированный характер, но тесно связаны с ними, иногда ограничены в своём проявлении определёнными лексическими группами слов.
В системе Г. з. объективируются - через ступень понятий - знания о предметах и явлениях действительности, их связях и отношениях: так, понятие действия (в широком смысле - как процессуального признака) абстрагированно выявляется в общем значении глагола и в системе более частных категориальных значений, присущих глаголу (время, вид, залог и др.); понятие количества - в Г. з. числа (категория числа, имя числительное как особая часть речи и др.); различные отношения предметов к другим предметам, действиям, свойствам - в системе Г. з., выражаемых падежными формами и предлогами.
Различаются, с одной стороны, Г. з. референци-альные (несинтаксические), отражающие свойства предметов и явлений внеязыковой действительности, напр. значения количественные, пространственные, временные, орудия или производителя действия, и, с другой - Г. з. реляционные (синтаксические), указывающие на связь словоформ в составе словосочетаний и предложений (напр., соединительное, противительное значения союзных конструкций) или на связь основ в составе сложных слов (соединительное словообразовательное значение). Особый характер имеют Г. з., отражающие отношение говорящего к тому, о чём идет речь, или к собеседнику: субъективная модальность, субъективная оценка, вежливость, непринуждённость и т. п.