Звательная форма - особая падежная форма существительных в системе древнерусского склонения, называющая лицо (реже предмет), к к-рому обращена речь. Эта форма получила наименование звательного падежа, хотя, в отличие от других падежей, находится вне синтаксических отношений. 3. ф. была морфологически выражена особым аффиксом только в ед. ч. и лишь в словах муж. рода с древнейшими основами на й, й, i типа: erkmpe, вълче, братие, коню, отроче, княжс, меду, вьрху, а также в основах жен. рода
на а и i типа: сестро, руко, дружино, воле, душе, д-Ьвици, ночи. Все остальные существительные муж. и жен. рода, а также все существительные ср. рода имели 3. ф., равную им. падежу. 3. ф. очень рано начала утрачиваться. Случаи её утраты обнаруживаются уже в 11 в., в Остромировом Евангелии 1056-1057 (см.). Окончание этого процесса относится к 14—15 вв., когда завершилось разделение др.-рус. языка на рус, укр. и белорусский. В укр. и белорус, языках 3. ф. сохранилась. В рус. языке старые формы типа боже, господи употребляются либо как обращение к Богу, либо как междометия; формы типа отче, друже употребляются лишь в стилистических целях: «Чего тебе надобно, старче?» (Пушкин). В качестве 3. ф. при обращении в рус. лит. языке используется форма им. п. ед. ч.
В совр. разг. речи у существительных, оканчивающихся на безударное а, развилась новая звательная форма: мам, Коль, Петь и т. п. Эта форма генетически не связана с др.-рус. звательным падежом и является новообразованием. В ней конечный безударный гласный а подвергся сильной редукции, приведшей к его окончательной утрате.