Звуки речи — класс звуков, образуемых в результате произносительной деятельности человека. 3. р.- часть того множества акустических колебаний, к-рые воспринимаются слуховой системой человека. В отличие от других звуков живой и неживой природы, 3. р. используются для образования более сложных комплексов, служащих специфическими «оболочками» значимых единиц - морфем или слов.
В соответствии со способом производства, получаемым эффектом и воспринимаемыми характеристиками говорят об артикуляции (физиологии), акустике и восприятии (перцепции) 3. р Артику-ляционно каждый 3. р. образуется в результате сложных движений произносительных органов. Акустически 3. р., как и всякие другие звуки, могут быть определены как колебательные движения, передаваемые воздушной средой. Источниками звука служат: модуляция выдыхаемого воздуха колебаниями голосовых связок — голосовой источник; препятствия, создаваемые воздушной струёй в речевом аппарате,— полное смыкание артикулирующих органов (смычка) или их значительное сближение (щель) — шумовые источники. В образовании каждого 3. р. участвуют один, два или три источника: гласные образуются при участии только голосового источника, глухие взрывные согласные - при участии шумового импульсного источника (шумовой импульс возникает при резком раскрытии смычки, в результате к-рого выравнивается давление за местом смычки и атмосферное), звонкие взрывные — при участии голосового и импульсного источника, глухие щелевые - при участии турбулентного шумового источника (турбулентный шум - шум трения воздушной струи, вызванного сужением артикулирующих органов), звонкие щелевые — при участии турбулентного и голосового источника и т. д. Акустические свойства 3. р. зависят не только от характеристик источника, но и от размера и формы надгортанных полостей, играющих роль резонаторов: в зависимости от того, какое положение занимают язык, губы, мягкое нёбо, в надгортанных полостях возникают и усиливаются колебания различной частоты и интенсивности, так что слышимые нами 3. р.— это сложные акустические образования, возникающие в результате наложения акустических характеристик надгортанных полостей на акустические характеристики источников звука.
Акустические свойства звуков воспринимаются и оцениваются слуховой системой человека. Звуки, образуемые только голосовым источником, оцениваются слухом как музыкальные тоны, звуки, образующиеся импульсным источником,— как мгновенные шумные звуки, и т. д. 3. р. характеризуются большой изменчивостью в зависимости от двух основных фактов - положения данного звука по отношению к ударению и качества соседних звуков. Только под ударением произносятся звуки, максимально приближающиеся по своим характеристикам к тем, к-рые мы можем произнести изолированно. Такие звуки содержат стационарный, т. е. не изменяющийся на протяжении звучания, участок, соответствующий фазе артикуляторной выдержки. В безударных слогах происходит ослабление, редукция звуков, приводящая к сокращению времени их звучания (длительности) и к менее отчётливой артикуляции, что вызывает и изменения качества звучания вплоть до исчезновения стационарного участка. Соседние звуки также значительно изменяют артикуляционно-акустиче-ские свойства 3. р.: так, после мягкого согласного гласные а, о, у, с начинаются с ы-образного элемента, появление к-рого объясняется движением языка от ы-образного положения при артикуляции мягких согласных к положению, характерному для произнесения гласных а, о, у, е; согласные перед гласными у, о произносятся с выпяченными и округлёнными губами — такое положение характерно для губ при произнесении этих гласных. В результате этих взаимовлияний «один и тот же» 3. р. представлен самыми различными артикуляциями, порождающими многообразные акустические эффекты. Их восприятие как «похожих» обеспечивается тем, что возникающие звуковые различия не используются для различения звуковых оболочек слов и определяются чисто фонетическими особенностями.
Границы между соседними 3. р., следующими друг за другом в речевой последовательности, не выражены акустически достаточно чётко. При анализе записи акустического сигнала, соответствующего определённому слову, мы можем провести границы между звуками лишь в том случае, если знаем фонемный состав этого слова. Экспериментально-фонетические исследования показывают, что даже при достаточно тщательном произнесении слова далеко не всегда можно найти в записи этого слова те «звуки», к-рые должны были бы соответствовать фонемной модели. Напр., в заударных цепочках в словах типа выбранные, следующую, образованию и т. д. интервокальный ы практически отсутствует и его «следы» обнаруживаются только как изменение соседних гласных.
Вообще же разбиение на 3. р. даже простой последовательности «согласный + гласный» не может быть основано на её артикуляционно-акусти-ческих свойствах: при произнесении согласного мы наблюдаем и артикуляционные движения, свойственные след. гласному, а на протяжении этого гласного происходит постепенная перестройка артикуляции от предшествующего согласного. Т. о., описание артикуляционно-акустических особенностей 3. р. достаточно условно, т. к. минимальной произносительной единицей является слог.