Знак языковой - языковая сущность (единица языка или комбинация единиц), заменяющая или указывающая на внеязыковую сущность (предмет, свойство, отношение, событие, положение дел), когда последняя становится предметом мыслительно-речевой деятельности. Вслед за Ф. де Соссюром 3. я. трактуется как двусторонняя (билатеральная) сущность, имеющая план содержания (означаемое) и план выражения (означающее); эти два плана, по определению Л. Ельмслева, связаны отношением коммутации, проявляющимся в том, что смена одной из
составляющих знака влечёт изменение другой. Однако было замечено (С. О. Карцевский, В. Ска-личка), что две стороны знака не образуют последовательно идеальной симметрии и что уместно говорить об асимметричном дуализме 3. я., т. е. о структурной смещённости означаемого и означающего относительно друг друга. Это выражается, напр., в наличии полисемии (варьирование означаемого при инвариантном означающем), полной синонимии (разные означающие при одном означаемом), омонимии (разные означаемые при одном означающем), вариативности падежных форм (ср. деды и братья) и т. п
3. я. может быть кодовым и текстовым. Кодовые знаки существуют в виде системы противопоставленных в языке единиц, связанных отношением значимости, к-рое определяет специфическое для каждого языка содержание знаков. Текстовые знаки существуют в виде формально и по смыслу связанной последовательности единиц [включая и сам текст (см.) как целое]. Простейшим самостоятельным (способным называть) кодовым знаком является слово (см.), это оптимальный З.я., в к-ром означаемое - понятие, означающее - цепочка фонем, и их единство обусловлено значимостью, т. е. местом знака в системе. Минимальным и несамостоятельным 3. я. является морфема (см.). Все языковые образования, превышающие размеры слова, представляют собой составные знаки разной степени сложности.
В семиологии (науке о знаковых системах) различают, вслед за Ч. С. Пирсом, три типа знаков, к-рые прослеживаются и в языке: 1) икони-ческие знаки — наиболее точные образы обозначаемого [напр., звукоподражания (см. Звукоподражательные слова) и образованные от них слова типа мяукать, кукарекать, тявканье]; 2) нндек-сальные знаки - выполняющие роль указателя (напр., указательные местоимения); 3) символические знаки - в к-рых связь между означаемым и означающим никак не вытекает ни из их природы, ни из смежности их денотатов (см.) в пространстве, а определяется социально установленной условностью (таковы в большинстве своём типичные 3. я.- слова естественных языков). Знаки-символы по установлению произвольны, но по употреблению обязательны в данном языковом коллективе. Знаковой природой в языке обладают не только единицы, несущие значение, но и языковые категории. Напр., в рус. языке категория одушевлённости- неодушевлённости (см.) по природе своей иконична, т. к. отражает соотношение живого и неживого в природе согласно представлению говорящих, а категория рода (см.) иконична лишь в той мере, в какой она отражает реальные половые различия, но для большинства существительных она символична.
Иконизм может проявляться также в синтаксическом построении высказывания; напр., порядок однородных членов предложения часто отражает степень объективной или субъективной важности для говорящего соответствующих реалий, а также относительную социальную иерархичность денотатов (ср. Высокого гостя встречали государственный секретарь и другие официальные лица и Высокого гостя встречали официальные лица и государственный секретарь).
В функционировании (а тем самым и в изучении) 3. я. выделяются, согласно Ч. Моррису, три аспекта: 3. я. в его отношении к обозначаемому -это семантика знака; 3. я. в его отношении к другим знакам в тексте - это синтактика знака; 3. я. в его отношении к пользователю (говорящему) — это прагматика (см.) знака. Иначе говоря, 3. я. в плане содержания может рассматриваться с точки зрения денотативного, сигнификативного (см. Сигнификат) или коннота-тивного значения (см. Коннотация).
Не все единицы языка являются знаками; таковы фонетические различительные признаки, звуки, фонемы, слоги. Иногда их (и прежде всего фонемы), вслед за Ельмслевом, называют фигурами - элементами, из к-рых строится означающее 3. я.