Актуальное членение предложения -
смысловое членение предложения, при к-ром оно делится на исходную часть - данное-ито, что говорится о ней,- новое (Яблок - уйма). Актуальное членение (АЧ) может совпадать с членением предложения на группу подлежащего и группу сказуемого или на подлежащее и сказуемое (для нераспространённых предложений): Охота/запрещена; Новый директор завода/сразу приступил к переезду. В этом случае говорят о совпадении актуального и грамматического членения. Чаще эти членения не совпадают: В нашем районе/выросли новые дома; Книгу эту/он купил случайно. При А.ч.п. возможен разрыв групп подлежащего, сказуемого и второстепенных членов: Жену он выбрал себе/хорошую. Исходную часть АЧ (данное) называют темой, или исходом, заключительную (новое) - ремой, или ядром.
Предложения, неподдающиеся АЧ, называются нерасчленёнными. Обычно они имеют значение бытийности, констатации факта: Идёт снег; Можно начинать; Нет денег. Эти же предложения могут быть преобразованы - с тем же лекси-ко-грамматическим составом - в предложения с АЧ; Снег/ — идёт; Начинать/ — можно; Денег/ — нет.
Начало изучения АЧ обычно связывается с именем В. Матезиуса, хотя о смысловом членении предложения писали многие лингвисты и до него, употребляя, однако, иную терминологию. Слово «актуальный» говорит о том членении, к-рое имеет место в момент общения, в актуальной речи. Дискуссионным является вопрос о том, на сколько элементов членится предложение при АЧ. Наиболее распространено двойное (бинарное) членение - деление предложения на тему и рему, но существуют и другие теории, согласно к-рым выделяются переходные элементы (в основном служебные слова) и собственно тема и рема.
В письменной речи деление на тему и рему чаще всего не обозначается знаками препинания, но иногда обозначается тире. В устной речи основное средство А. ч. п.- интонация: на теме повышается голос, на реме понижается:
Иван Иванович I давно ушёл.
Обычно тема помещается в начале фразы, рема—в конце. При изменении этого порядка происходит сдвиг фразового ударения и оно, в усиленной форме, падает на рему:
Иван Иванович /не любил читать книги.
(или Не любил читать книги/Иван Иванович).
Хотя основные положения теории А. ч. п. стали общепринятыми, в 80-х гг. 20 в. интерес синтаксической науки сместился от формального описания тема-рематического членения предложения в сторону содержательной интерпретации разных по форме структур высказывания с позиций коммуникативного и текстового задания.