Идеографические словари - лингвистические словари (см. Словари лингвистические), в к-рых лексический состав языка представлен в виде систематизированных групп слов, в той или иной степени близких в смысловом отношении. И. с, как и алфавитные толковые словари (см.), представляют и объясняют смысловое содержание лексических единиц, но в решении этой задачи идут не от отдельного слова, а от понятия (идеи) к выражению этого понятия в словах (словосочетаниях). Основное назначение И. с— описать совокупности лексических единиц, объединённых общим понятием; это облегчает читателю выбор наиболее подходящих средств для адекватного выражения мысли и способствует активному владению языком. Создание И. с. имеет давнюю традицию, прежде всего зап.-европейскую, ср. В рус. лексикографии И. с. стали создаваться с 40-х гг. 20 в. («Картинный русско-эстонский словарь» 3. Н. Дормидонтовой, 1948; «Картинный словарь русского языка» Ю. В. Ванникова и А. Н. Щукина, 1965; «Русско-узбекский тематический словарь» под ред. Н. М. Шанского, 1975; «Словарь ассоциативных норм русского языка», 1977; «Идеографический словарь русского языка» О. С. Баранова, 1990; «Русский ассоциативный словарь. Книга 1 — Прямой словарь: от стимула к реакции» Ю. Н. Караулова, Ю. А. Сорокина, Е. Ф. Тарасова, Г. А. Черкасовой, 1994; «Русский ассоциативный словарь. Книга 2 - Обратный словарь: от реакции к стимулу» Ю. Н. Караулова, Ю. А. Сорокина, Е. Ф. Тарасова, Н.В. Уфимце-вой, Г. А. Черкасовой, 1994). Идеографическую часть имеет комплексный словарь «Лексическая основа русского языка» под ред. В. В. Морковкина (1984). Первый опыт создания И. с. с помощью ЭВМ - «Русский семантический словарь» Ю-Н. Караулова, В. И. Молчанова, В. А. Афанасьева, Н. В. Михалёва (1982); в Ин-те рус. языка им. В. В. Виноградова РАН завершается работа над «Русским семантическим словарём. Толковым словарём, систематизированным по классам слов и значений» (под общей ред. Н. Ю. Шведовой), в к-ром лексика рус. языка будет представлена как сложная разветвлённая многоуровневая система. В зависимости от общих методологических принципов систематизации материала и решаемых задач различают след. основные типы И. с: идеологические, аналогические (ассоциативные), тематические и картинные. В основе построения идеологических И. с. лежит логическая классификация всего понятийного содержания лексики (синоптическая схема). Смысловое содержание слова (словосочетания) раскрывается путём его последовательного включения в классы понятий разного уровня обобщения (напр., «Лексическая основа русского языка» под ред. Морковкина). Словари этого типа являются тезаурусами (см), т. к. ориентированы на представление всех смыслов, заключённых в лексике. Систематизация слов (словосочетаний) в аналогических, или ассоциативных, словарях основана на психологических ассоциациях предметов и понятий, называемых к.-л. лексической единицей. Лексические единицы группируются в поля, в центре каждого из к-рых стоит слово, объединяющее другие слова, в той или иной степени близкие ему по значению или ассоциирующиеся с ним по смыслу (напр.: насекомое - муха, пчела, муравей, бабочка; ползать, летать, прыгать...). Как правило, слова и словосочетания внутри поля кратко толкуются таким образом, чтобы было видно, чем каждое из них отличается от всех других членов поля. В тематических словарях слова или словосочетания группируются на основании общности обозначаемых ими явлений действительности по определённым темам, напр. «Дом», «Театр», «Улица», «Транспорт» и т. д. Эти словари обычно имеют учебную направленность, что и определяет виды используемых тематических сеток, отбор слов и особенности их подачи. В картинных словарях значения слов, также тематически сгруппированных, раскрываются с помощью иллюстраций, картинок, что позволяет наиболее экономно и эффективно довести до читателя смысл того или иного слова. Однако объём языкового материала в этих словарях ограничен в основном кругом конкретной лексики. И. с. имеют как практическое (служат справочными пособиями), так и теоретическое значение для различного рода лексикологических и этнографических разысканий (напр., при изучении системной организации лексики, при сопоставительном изучении лексики разных языков, при исследовании истории развития знаний об окружающем мире и т. д.).