Изборник 1076 (И-76) - третья по древности сохранившаяся датированная древнерусская рукопись (после Остромирова Евангелия 1056-1057, см., и Изборника Святослава 1073, см.), представляющая собой сборник статей нравственно-христианского характера, в к-рый вошли Стословец Геннадия, фрагменты из библейской книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова, а также отрывки из сочинений византийских Отцов церкви - Иоанна Златоуста, Афанасия Александрийского, Анастасия Синаита и других авторов. один из писцов Изборника Святослава 1073, и «грешный Иоанн», писец И-76,— одно лицо, однако палеографический анализ почерков обеих рукописей это не подтвердил.
Преобладает мнение, что И-76 в дошедшем до нас виде был составлен на слав, почве, высказывались предположения о др.-рус. характере памятника. Весьма вероятно утверждение, что И-76 был создан др.-рус. книжником, пользовавшимся текстами из книг б-ки князя Святослава. При этом он адаптировал тексты, провёл редактирование языка, ввёл отдельные восточнославянизмы вместо церковнославянизмов. Составитель И-76 имел в своём распоряжении не столько греч. тексты, сколько их южнослав. переводы. Одним из его источников был Изборник Святослава 1073: часть Вопросов и ответов Анастасия Синаита включена в И-76 в том же переводе, что в Изборнике Святослава 1073, без существенных изменений.
Рукопись И-76, размером в четверть листа, содержит 277 листов, написанных 2 писцами уставом на пергамене в один столбец, основная её часть принадлежит писцу Иоанну. Сохранность рукописи плохая: чернила выцвели, часть текста угасла, к тому же он пострадал от значительных поновле-ний письма, сделанных в 14-15 вв.
И-76 принадлежал в 18 в. историку М. М. Щербатову, к-рый ввёл его в научный оборот. Более ранняя история рукописи неизвестна. После смерти Щербатова (1791) Изборник поступил в Эрмитажную б-ку в С.-Петербурге, откуда был передан в Гос. Публичную б-ку (ныне РНБ), где и хранится.
В отличие от Изборника Святослава 1073 и многих других памятников, И-76 сохранился в единственном списке, хотя статьи из него встречаются в Измарагде, Пчеле и других сборниках.
И-76 - одна из древнейших рукописей, в к-рой достаточно полно отражены др.-рус. орфографические, фонетические, морфологические черты. К их числу следует отнести случаи смешения букв ж и оу = [у], ю; А и а, га, рефлексы общеслап. сочетаний *tbrt, *tbrt, *tblt, написания с ж на месте *dj, с ч на месте *г/, наличие слов с полногласием и нек-рые др. Из морфологических особенностей -окончания -ъмь (-ьмь) в форме твор. п. ед. ч. муж. и ср. рода слов с основой на *й, окончание -*fc в вин. п. мн. ч. слов жен. рода с основой на *а, окончания -ому, -ему в форме дат. п. ед. ч. членных имён прилагательных муж. и ср. рода, окончание -ть в 3-м лице ед. и мн. ч. глаголов наст, времени, имперфект на -ахъ, -яхъ и др. Лексические особенности И-76 также свидетельствуют о его принадлежности вост.-слав. языковому ареалу.
Начало изучения Изборника положил Щербатов, его исследованием занимались А. Н. Оленин, А. И. Ермолаев, А. X. Востоков, использовавший Изборник в качестве источника для своего словаря и грамматики церк.-слав. языка. В полемике, развернувшейся вокруг датировки памятника (выска-
зывались предположения о его принадлежности к 13-14 вв.), одним из первых учёных, доказывавших древность И-76 и относивших его к 11 в., был К. Ф. Калайдович. Свой вклад в изучение рукописи внесли А. Ф. Бычков, Ф. И. Буслаев, И. И. Срезневский, О. М. Бодянский, В. И. Ла-манский, А. С. Архангельский, А. И. Соболевский, М. Н. Сперанский. Дважды (но неудачно ввиду неразличения подлинного и поновлённого текста) полный текст И-76 был опубликован В. Шимановским. Лишь в 1965 В. С. Голышенко, В. Ф. Дубровина, В. Г. Демьянов и Г. Ф. Нефёдов издали тщательно подготовленный текст рукописи с исследованием, публикацией греч. источников к отдельным статьям и указателем слов и форм; был проведён оптико-фотографический анализ рукописи, что позволило прочесть угасший текст. Это академическое издание стимулировало дальнейшее лингвистическое и филологическое изучение памятника.