Акцентология (от лат. accentus - ударение, акцент и греч. logos — слово, учение) - 1) система акцентных (просодических) средств (иначе - акцентуация), т.е. ударение и связанные с ним явления языка. 2) Раздел языкознания, изучающий акцентные средства языка. Имеет несколько аспектов: описательный, сравнительно-исторический, теоретический. Описательная А. исследует фонетические, фонологические, грамматические свойства просодических средств. Предмет сравнительно-исторической А.- исторические изменения акцентных систем, их внешняя и внутренняя реконструкция. Теоретическая А. изучает системные отношения просодических средств, и» роль в структуре значимых единиц, языковые функции. В языках мира используются различные акцентные системы: монотония (разные виды силового ударения), политония (музыкальное ударение, тон). «Выбор» просодических средств определяется фонологической системой и морфологическим типом языка. В слав, языках в качестве словесного акцента выступают монотоническое (динамическое) ударение (в русском, польском, болгарском), политоническое (музыкальное) ударение (в сербскохорватском) и долгота (в русском). В истории языка акцентные системы могут сменять одна другую: древнее музыкальное ударение в большинстве слав, языков, в т. ч. русском, изменилось на динамическое.
В течение 19-20 вв. просодическая проблематика постепенно занимала всё более значительное место в фонологии, к-рая долгое время оставалась преим. наукой о фонемах, сама система к-рых не может быть адекватно и полно установлена без введения просодических единиц. В теоретической
A. выделяется несколько этапов: от Э. Сепира, исключавшего просодии из лингвистической науки, понимания просодии как вторичных (Л. Блумфилд) или суперсегментных фонем (Б. Блок, Дж. Трейджер) до признания автономного просодического уровня, отличного от фонемного, в структуре фонетического яруса языка (А. А. Реформатский), установления критериев разграничения просодических и ингерентных (внутренних, собственных) признаков фонем (А. Мартине, Р. О. Якобсон, Г. Фант, М. Халле, П. С. Кузнецов, Реформатский, Дж. Фирт), концепции просодической единицы как структуры целого слова, признания важнейших функций просодии: различения, разграничения, единства слова.
Рус. ударение, в частности его подвижность, находит отражение уже в грамматиках М. Г. Смот-рицкого, М. В. Ломоносова, Н. И. Греча. Объектом научного рассмотрения оно впервые становится в трудах А. X. Востокова, выделившего его в самостоятельный раздел грамматики, а затем Я. К. Грота и А. А. Потебни.
Термин «А.» был введён в науку Р. Ф. Бранд-том, книга к-рого «Начертание славянской акцентологии» (1880) явилась первым печатным трудом по сравнительной А. слав, языков. С возникновением рус. А. появились два аспекта изучения ударения - фонетический и морфологический, т. к., с одной стороны, ударение - явление фонетическое, с другой — связано с грамматикой.
Морфологический подход к рус. ударению присутствует уже в трудах Востокова, соотносившего место ударения не только со слогом, но и с морфемными компонентами слова - основой и окончанием. В 60-х гг. 19 в. Потебня выдвинул морфологический критерий в А. как принцип описания подвижности рус. ударения Он положил начало изучению ударения как системы в связи со словоизменением и словообразованием. Однако труд Потебни * Ударение» остался незавершённым и увидел свет только в 1973. Грамматический критерий оценки просодических явлений, идущий от
B. Гумбольдта, был основой акцентологических воззрений И. А. Бодуэна де Куртенэ, выдвинувшего ряд идей, к-рые во многом опережали совр. просодические теории. Ему принадлежат мысли о зависимости просодических средств от морфологического типа языка, о выполнении ими функции связи компонентов синтагматической структуры слова (морфем, слогов); Бодуэн указал при этом
на функциональное тождество таких различных явлений, как сингармонизм и морфологически подвижное ударение. Существенный вклад в развитие теоретической А. внёс Е. Д. Поливанов, в трудах к-рого по япон. акцентуации разрабатывались принципы парадигматического анализа акцентных средств.
Сравнительно-историческим изучением акцентных систем и принципов парадигматической А. занимался Ф. де Соссюр, написавший ряд работ по литов. А. Осуществляя внутреннюю реконструкцию, Соссюр отделял факты морфологической подвижности ударения от подвижности, определяемой фонетическим законом, названным его именем, и необъяснимой на уровне морфологического анализа. Этот методологический принцип Соссюра был предан забвению в последующих исследованиях ударения слав, языков, где любая подвижность ударения рассматривалась как результат действия фонетического закона Соссюра, что препятствовало изучению морфологической подвижности в праслав. языке. Совр. сравнительно-исторические исследования по слав. А. (Кр. Станга, В. А. Дыбо, В. М. Иллича-Свитыча, В. В. Колесова) возродили методологический принцип Соссюра. Однако для ряда синхронных исследований характерны попытки объяснить подвижность ударения только фонетическими факторами, без обращения к грамматике.
Морфологический подход к рус. ударению, подготовленный всей рус. языковедческой традицией, был развит в акцентологическом учении Е. Кури-ловича, основной принцип к-рого состоит в том, что рус. ударение объяснить без учёта морфологической структуры слова нельзя.
Связь просодических единиц с грамматическими составляет один из важнейших постулатов концепции лондонской просодической школы Фирта: просодии являются связующим звеном фонологии с морфологией, фонологические структуры, в т. ч. просодические, рассматриваются как экспоненты грамматических категорий.
Грамматически ориентированной является порождающая фонология. В рамках порождающей грамматики для определения правил ударения используется грамматическая информация (Н. Хом-ский, М. Халле).
В работах представителей Московской фонологической школы (см.) отмечается грамматическая функция рус. ударения - противопоставление форм словоизменения.
В совр. исследованиях по рус. ударению (с нач. 60-х гг.), основанных на грамматическом принципе (в работах А. А. Зализняка, П. Гарда, Халле, В. А. Редькина, Н. А. Федяниной, Т. Г. Хазагеро-ва, В. Л. Воронцовой и др.), описана система акцентных единиц в словоизменении и словообразовании всех грамматических разрядов слов, роль ударения для выражения грамматических противопоставлений, выявлены закономерности и правила ударения, влияние различных факторов (грамматического, семантического, прагматического, фонетического), разрабатываются научные принципы описания. Ударение нашло отражение в описательных грамматиках рус. языка: в «Грамматике современного русского литературного языка» (1970; автор соответствующего раздела Редькин); в книге «Курс современного русского языка» (под ред. Ф. Паппа, 2 изд., 1970; автор раздела Папп); в пражской «Русской грамматике» (1979; автор раздела О. Лешка); в академической «Русской грамматике» (1980; автор раздела М. С. Суханова); в книге Гарда (P. Garde) «Grammaire Russe» (1980).
Фонетике и фонологии рус. ударения посвящены работы Якобсона, Л. В. Щербы, Р. И. Аванесо-ва, П. С. Кузнецова, Реформатского, Л. Р. Зинде-ра, Л. В. Златоустовой, Л. В. Бондарко, Л. А. Чи-стович и др., в к-рых исследуются фонетические характеристики ударения, статистика места ударения в слоговой структуре слова, роль ударения в восприятии речи человеком. Об ударении в рус. языке см. в ст. Ударение.