Интонация (от лат. intono - громко произношу) — совокупность просодических характеристик предложения: тона (см.), качества голоса (фонации), громкости и др. Совместно с лексико-грам-матическими средствами и порядком слов И. выражает ряд специфических смысловых характеристик высказывания: целевую (тип вопроса, утверждения, побуждения), коммуникативную -тип ремы, старое/новое (см. Актуальное членение предложения), сопоставление, модальную (та или иная оценка сообщаемого) и т. д. Одновременно И. осуществляет членение текста на предложения и синтагмы (см.) и указывает на положение частей внутри целого (сигналы завершённости/незавершённости). Многообразие комбинаций этих функций в предложении отражается множеством просодических фигур.
Каждое просодическое средство может использоваться двумя способами: интегрально — как общая характеристика группы слов и локально - в составе фразовых акцентов, к-рые реализуются на ударных слогах. Главным просодическим средством является тон. Различаются уровни базового тона и тональные акценты. Уровень базового тона характеризует предложение в целом или какую-то его часть. Напр., во фразе «Придётся вернуться*,- сказал Иванов прямая речь произносится на нейтральном уровне, а последующая часть — на пониженном, тогда как неожиданное сообщение Приехал Иванов! произносится на повышенном тоне. Повышение или понижение общего уровня громкости обычно соответствует повышению или понижению уровня базового тона.
Тональный акцент - это изменение тона на ударном гласном. Основными типами акцентов являются восходящий и нисходящий (знаки, соответственно / и \). Восходящий тон используется в общем вопросе, а нисходящий — в ответе на него и в нек-рых спонтанных утверждениях: Он приехал в субботу (/)? - Да (\), в субботу (\). Возможны и комбинации простых тонов внутри слога: восходяще-нисходящий тон типичен для обращений: Бань (/\)/, а нисходяще-восходящий — для самоуверенных утверждений: А кто это сумеет сделать? - Я (\/). Используются и комбинации с ровными тонами, особенно сочетание восходящего тона с ровным (знак /—) при незамкнутом перечислении: Мы посетили Ростов (/—), Суздаль (/—), Владимир (/—)...
Различны также сочетания тона ударного слога с тонами соседних безударных слогов. Так, за восходящим тоном на ударном слоге обычно следует падение на заударных. Однако возможна и комбинация восходящего тона на ударном слоге с
ровными на заударных (/------), типичная для
недоуменных вопросов: Куда (/------) я её дел...?
Частой фигурой является сочетание падения тона на ударном слоге с восходящим движением на заударных, к-рое завершается на конечном слоге (знак \ = /), что типично для сопоставительных вопросов: Розанова приехала. — А Баринова (\ = /)?
Рема (фокус) предложения обязательно получает акцент, тип к-рого определяется целью высказывания. В фокусе могут оказываться разные члены предложения, соответственно смещается и акцент: Иванов приехал в субботу (/)? - Иванов приехал (/) в субботу? - Это Иванов (/) приехал в субботу? Кроме ремы, акцент может получать и тема предложения. Это происходит в случае, когда тема является «новой» (впервые вводится в тексте): Вы Иванова (\------) не видели (------/)? —
Я Иванова не знаю (\). Здесь в первой реплике слово Иванова, будучи новой темой, получает акцент, а во второй оно его не имеет, т к. является уже «старой» темой. Направление тона на теме семантически не значимо, в диалогических репликах тон темы обычно адаптируется к тону ремы. В результате возникают тональные «композиции»: нисходящий — ровный низкий — восходящий (предыдущий пример) или восходящий - ровный
высокий - нисходящий: Вы Иванова (/------) не
вычёркивайте (------\)/ Последняя фигура типична также для специальных вопросов: Когда (/------) вы возвращаетесь (------\)?
Степень тонального изменения при акцентировании не всегда одинакова. Увеличение интервала подъёма тона (знак //) сопровождает вопрос с оттенком удивления: Это Иванов {.//) сделал? Невероятно! Напротив, увеличение интервала падения тона (знак ^) типично при подтверждении ожидаемого: Я предсказывал, что они поссорятся. Так и случилось {%). Для риторического усиления высказывания нисходящий акцент может повторяться на последнем безударном слоге слова (этому предшествует восхождение тона): Рубашка-то высохла (\/\).А ты не верил. Если последний слог является ударным, то гласный удваивается, что позволяет повторить падающий акцент: Ну как, решил? - Рсши-ил (\/\). Особый тип акцентирования характерен для контрастивных высказываний: В среду (/) пойдём? - Нет, во вторник (\") Знак " здесь указывает на специфическое изменение тембра ударного гласного, связанное с контрастивностью.
В экспрессивной речи часто используются особые фонации (типы голоса): напряжённая (НПР) — указывает на повтор или переспрос; расслабленная (РСЛ) — «ласкающий» голос; придыхательная (ИДХ) - выражает высокую степень чувства; «скрипучая» (СКР) - выражает отрицательное отношение. Они обычно относятся к высказыванию в целом: Что-что ты говоришь? (НПР); Ах, ты мой маленький! (РСЛ); Боже, как она прекрасна (ИДХ); Зря ты ему помогал (СКР). «Скрипучая» фонация производится при близко сведённых голосовых связках. При полном смыкании связок возникает гортанная смычка (знак '), к-рая может завершать акцентированный гласный: «Хорошо! (/'); Не знаю (V).
Другие просодические средства (громкость, количество — в виде интегрального темпа или удлинения акцентированных гласных, паузы и т.д.) ещё более расширяют интонационные возможности и используются для выражения многих оттенков значений. Обширность интонационного инвентаря даёт основу для разных классификаций просодических признаков и интонационных конструкций.