Книгопечатание - комплекс производственных процессов, целью к-рых является изготовление печатной продукции. К. предполагает печатание текста с наборной формы, составленной из отдельных элементов - литер. Обычно термин «К.» применяют, говоря об истории изготовления печатной книги. Для совр. книгопечатного производства чаще используется термин «полиграфия». Первые опыты К. были предприняты в 1041-48 китайцем Би Шэном. Возникновение К. в Европе относят к 40-м гг. 15 в. и связывают с именем И. Гутенберга.
К. быстро проникало в различные страны Европы. Первые слав, печатные книги глаголического шрифта (см. Глаголица) были напечатаны в 1483, кирилловского шрифта (см. Кириллица) — в 1491 в краковской типографии Ш. Фиоля. В 1517 белорус, просветитель Ф. Скорина напечатал книги кирилловского шрифта в Праге, а в 1522 основал типографию в Вильне (ныне Вильнюс). Начало К. в Москве относят к 50-м гг. 16 в. и связывают с деятельностью т. н. анонимной типографии, выпустившей не менее 7 книг. Первая точно датированная рус. печатная книга «Апостол» издана в 1564 И. Фёдоровым и П. Мстиславцем. Фёдоров напечатал в Москве также два издания «Часовника», затем в 1566 переехал в Заблудув (ныне на территории Польши), где в 1568-69 опубликовал «Учительное Евангелие» (на его страницах помещено «Слово Кирилла Туровского» - первый напечатанный памятник др.-рус. лит-ры) и «Псалтырь с Часословцем» (1569-70). Затем в 1574 во Львове Фёдоров выпустил в свет первый известный нам слав, учебник грамоты - «Азбуку». Издание было повторено им в 1578 в Остроге с включением ряда дополнительных материалов — параллельных гре-ко-слав. текстов и памятника старой болг. лит-ры - «Сказания како состави святый Кирил Философ азбуку по языку словенску» (т. н. «Сказание черноризца Храбра»); здесь же в 1580-81 Фёдоров напечатал первое полное издание слав. Библии кирилловского шрифта (т. н. Острожская библия).
Одним из результатов широкого распространения К. явилась унификация грамматических норм и орфографических правил. К. способствовало упрочению единого лит. языка, унификации графических форм письма (типографский шрифт), возникновению канонических, освящённых традицией редакций наиболее распространённых произведений лит-ры. В России одной из причин введения К. было стремление правительства Ивана Грозного унифицировать тексты богослужебных книг, «дабы впредь святые книги изложилися пра-ведне».
Применительно к нуждам К. в нач. 18 в. по инициативе Петра I был создан т. н. гражданский шрифт (см.), получивший впоследствии широкое расп ространение.