Аллитерация (от лат. ad - к, при и littera -буква) - один из способов звуковой организации речи, относящийся к т. н. звуковым повторам и заключающийся в симметрическом повторении однородных согласных звуков. Слова, связанные А., выделяются в речевом потоке, приобретают определённую интонационную значимость. Как стилистический приём А. с древних времён употребляется в устно-поэтической и лит. разновидностях художественной речи всех народов мира. В рус. народно-поэтической речи А. разнообразна и широко распространена, на ней строятся многие пословицы и поговорки (.Тише едешь - дальше будешь), скороговорки (Купи кипу пик). Выделяя, подчёркивая отдельные слова или группы слов, А. тем самым подчёркивает ритм речи и потому особенно широко используется в произведениях, язык к-рых ритмически организован, и в частности в поэзии.
Примечательно своей звукописью «Слово о полку Игореве», богатое как ассонансами (см.), так и А. (*Съ зарашя въ пяткъ потпоптпаша поганыя плъкы половецкыя...»; ср. перевод В. А. Жуковского, бережно сохранявшего звукопись оригинала: «В пятницу на заре потоптали они нечестивые полки половецкие*). В рус. лит. поэтическом языке А. используется с 18 в., когда В. К. Треди-аковский и М. В. Ломоносов развили основы новой стихотворной метрики. Простейшим видом А. является звукоподражание, но в чистом виде оно используется не столь часто и обычно выступает лишь как первооснова дальнейших звуковых ассоциаций (ср. пушкинское: «Шипенье пенистых бокалов И пунша пламень голубой*). Поэты разных направлений в рус. классической и совр. лит-ре, как правило, пользовались А. в зависимости от потребностей смыслового звучания стиха. А., как и другие звуковые приёмы, особо культивировалась в поэзии символистов, порой преувеличенно и в ущерб поэтической мысли, как, напр., в стихотворении К. Д. Бальмонта «Влага», сплошь аллитерированном на л. У А. А. Блока А. всегда тесно связана с внутренним смыслом стиха; ср., напр., сочетания свистящих и шипящих согласных в одном из стихотворений «шахматовского цикла* (1902), подчёркивающие звуки и одновременно настроение прохладного летнего вечера (<г... ветер, бьющийся в тревоге. Несуществующих шагов Тревожный шорох на дороге*), и сходную звукопись в * Двенадцати», несущую совсем иную смысловую нагрузку презрительной, «шипящей» злости («Отвяжись ты, шелудивый, Я штыком пощекочу! Старый мир, как пёс паршивый, Провались — поколочу!*).
На А. строится т. н. поэтическая этимология -двойной или тройной звуковой параллелизм, когда в стихе к первочлену сопоставления подбираются фонетически близкие слова и тем самым подчёркивается единство звуковой структуры: «Он вне себя. Он внёс с собой Дворовый шум — и делать нечего!* (Пастернак). А. близка другому типу звукового повтора - ассонансу - и нередко с ним сочетается.