Контраст (франц. contraste - противоположность) - композиционно-речевой приём организации и развития структуры художественного текста, основанный на противопоставлении образов и планов описания.
К. как конструктивный принцип построения тек-? ста лит. произведения по своей природе шире и содержательнее фигуры антитезы (см.), к-рая реализуется на собственно языковом уровне при помощи языковых или речевых (контекстуальных) антонимов. В этом смысле антитеза выступает в качестве одного из средств выражения К. Однако К., в отличие от неё, может реализоваться и другими языковыми средствами, быть неявным и даже намеренно скрытым. К.- структурно-семантический компонент не только языкового, но и композиционного и эйдологического (идейно-эстетического) уровней художественного текста (см. Поэтический язык, Язык художественной литературы). К. лежит часто в основе структуры значительных по своей протяжённости фрагментов текста романа, повести, поэмы и даже всего произведения (рассказа, стихотворения).
Рассказ А. П. Чехова «Толстый и тонкий» начинается с обычной антитезы: «На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий», к-рая развёртывается в разветвлённый по своей структуре и глубокий по своему социальному содержанию К. В языковом плане антитеза продолжена параллельными словесными рядами, выражающими К., но не являющимися антонимами: «Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флёр-д'оранжем. Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей». К. выступает в композиционной структуре рассказа как противопоставление не только образов, но и разных планов описания: обычного и гротескного при изображении соответственно толстого и тонкого. Мир тонкого предстаёт как «суженный», «вытянутый», «съёжившийся»: его жена — «худенькая женщина с длинным подбородком», сын — «высокий гимназист с прищуренным глазом». Узнав неожиданно, что его товарищ по гимназии стал тайным советником (изначально скрытый контраст), тонкий «съёжился, сгорбился, сузился... Его чемоданы, узлы и картонки съёжились, поморщились... Длинный подбородок жены стал ещё длиннее».
В эйдологическом плане К. является выражением идеи или одной из главных мыслей произведения, отражением авторской оценки изображаемого. В рассказе Чехова это — социальное неравенство людей, глубокое противоречие между человеком и чином в обществе.
В К. могут преобладать разные его стороны (уровни). В одних случаях на первое место выдвигается его композиционная структура, в других -языковая. Так, главная идея «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоро-вичем* Н. В. Гоголя раскрывается прежде всего в композиционном взаимодействии внутреннего и внешнего К. Жизнерадостное, расцвеченное ярким языковым орнаментом противопоставление двух Иванов, любимцев Миргорода, оказавшихся на деле самыми заурядными «небокоптителями» (внутренний К.), снимается, «перевешивается» внешним К. в печальном конце повести: «Опять то же поле, местами изрытое, чёрное, местами зеленеющее, мокрые галки и вороны, однообразный дождь, слезливое без просвету небо.- Скучно на этом свете, го с под alp. Последняя фраза - выражение яркого, ёмкого К. всему содержанию повести, царству «мёртвых душ».
В контрастном изображении Моцарта и Сальери у А. С. Пушкина доминируют языковые средства. Тяжёлый стиль речи Сальери, отражающий «метафизику музыки», ремесло («Ремесло Поставил я подножием искусству; Я сделался ремесленник (...) Звуки умертвив, Музыку я разъял, как трупы. Поверил Я алгеброй гармонию*), резко контрастирует с непринуждённой речью Моцарта, его «косноязычием», за к-рым стоит Божий дар глубокой творческой интуиции композитора («Сальери: Что ты мне принёс? Моцарт: Нет— так; безделицу (...) Сальери: Какая глубина! Какая смелость и какая стройность! Ты, Моцарт, Бог, и сам того не знаешь; Я знаю, я. Моцарт: Ба, право? Может быть... Но божество моё проголодалось*).
К. является одним из важнейших приёмов языка художественной лит-ры и публицистики, позволяющих раскрыть сложное диалектическое противоречие изображаемого.