МОНОЛОГ (от греч. m6nos - один и l6gos - слово, речь) - форма речи, образуемая в результате активной речевой деятельности, не рассчитанная на активную же, сиюминутную словесную реакцию. В отличие от диалога (см.), предполагающего равномерное распределение ответственности его участников за выполнение коммуникации, М. возлагает её лишь на говорящего при отсутствии опоры на восприятие речи слушающим. Поэтому типологически М. иногда определяют как особый случай неадресованного речевого акта (понятие «внутреннего М.»). Следовательно, основной дифференциальный признак М.- неявный характер обращения к другому лицу/лицам (преим. в массовой коммуникации и в письменном тексте), к-рое тем не менее не может быть сведено к нулю даже в наиболее чистом виде монологической речи (речевая партия хора в античной драматургии), ввиду социальной природы языкового употребления вообще. Т. е. любой М. в той или иной мере «диало-гизирован» и содержит показатели (скорее внешние - вводные контактные элементы, риторические вопросы и пр.) стремления говорящего преодолеть пассивность восприятия слушающего, вызвать его сопереживание. Это отличительная черта М. в произведениях тех писателей, чьей художественной манере свойственна перекличка «своего» и «чужого» слова (М. М. Бахтин). Ср. монологи главных героев в романах Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Подросток». Г. О. Винокур говорит в этой связи об отсутствии строгих и абсолютных границ между М. и диалогом. Так, напр., спорадически появляющийся в классической трагедии, к-рая в принципе строится на длинных М., частый обмен репликами — это по существу обмен однострочными М., потому что они не сливаются в общем потоке живого слова, а представляют собой отдельные законченные «микрокосмы» речи.
Для совр. М. типичны значительные по размеру отрезки текста, состоящие из структурно и содержательно связанных между собой высказываний, имеющих индивидуальную композиционную по-строенность и относительную смысловую завершённость. Степень и сравнительная пропорциональность проявления этих признаков зависит от жанровой (художественный М., ораторская речь, бытовое повествование и др.) и функционально-тематической (повествование, рассуждение, убеждение) принадлежности речевого акта. Внутрижан-ровые различия (авторская или персонажная речь в составе художественного текста, научный доклад, агитационное выступление) так же, как и письменное или устное речевое обнаружение, обусловливают стилистические особенности М.: предпочтительность того или иного синтаксического оформления предложений, способа их текстовой организации, лексического отбора, видов взаимодействия элементов книжной и разг. речи. В нек-рых видах художественного М., напр. в сказе, где законам монологической речи подчинено произведение в целом, специальным средством имитации живой разг. речи служат стилизованные диалогические вкрапления.