Московское    произношение -   способ произношения, свойственный жителям Москвы, признанный произносительной нормой русского литературного языка. М. п. возникло не сразу, а складывалось веками. Первоначальной его основой было произношение вост.-слав, племени кривичей (близкое к произношению славян новгородских), т. е. имело севернорус. характер. Москвичи до 16 в. не только сохраняли северный строй консонантизма, но и окали (см. Оканье). Окал Иван Грозный и его окружение, очевидно, окало и старое боярство (Хованские, Мстиславские, Одоевские). Однако в Москве среди населения, пришедшего с юга и востока, было распространено и акающее произношение, к-рое постепенно укрепилось и к 18 в. стало господствующим. М. В. Ломоносов, сам помор-северянин, писал в «Российской грамматике» (1755): «Московское наречие не токмо для важности столичного города, но и для своей отменной красоты прочим справедливо предпочитается, а особливо выговор буквы о без ударения, как а, много приятнее...». В 18 в. существовало две нормы произношения: одна — при чтении книг, стихов и т. д., другая - свойственная разг. речи. О неоднородности М. п. того времени писал Ломоносов: «Сие произношение больше употребительно в обыкновенных разговорах, а в чтении книг и в предложении речей изустных к точному выговору букв склоняется». Проникновение в рус. язык иноязычных элементов (особенно начиная с 18 в.) сделало произношение ещё более неоднородным. Вокруг вопросов о произношении разгорелись споры - о различении звуковых качеств букв с и "Ь, о произношении буквы г как [г] и как [у] и др. Откликаясь на полемику, Ломоносов написал стихотворение «Бугристы берега...», во всех словах к-рого была буква г, и обратился к читателям: «Скажи, где быть тут га и где стоять глаголю*.
В 19 в. произносительные нормы лит. языка уже полностью определяются живой моек, речью. Эти нормы характеризуются аканьем (см.), произношением е после мягких согласных перед твёрдыми на месте *Ь под ударением, произношением г взрывного образования и рядом других черт. К кон. 19 в. в М. п. стали образцовыми нек-рые черты, время существования к-рых названо «старомосковским произношением»: произношение слов с р мягким, напр. пе[р']вый, четве[р']г, ве[р']х; произношение возвратного аффикса -сь, -ся в глаголах прош. времени и в повелительном наклонении как с твёрдое (вопреки орфографии) и др. Верными «старомосковскому произношению» оставались артисты Малого театра, нек-рые чтецы (В. Н. Яхонтов, Д. Н. Журавлёв).
С кон. 19 в. М. п. пережило многие изменения, сохранив, однако, все основные особенности. Для 2-й пол. 20 в. характерны след. черты: 1) щ, сч, жж, зж, жд произносятся как ш и ж мягкие и долгие [ш'] и [ж']: щи, счёт, жужжать, визжать, дождя; мягкие краткие [ш'], [ж'\ возможны лишь в иноязычных словах типа пшют, жюри и в собственных именах типа Шютте, Жюль (в настоящее время и в этих случаях обычными становятся твёрдые ж, ш)\ 2) произношение буквы г как [у] допускается лишь в нескольких церковных словах (господи, бога), но не допускается в других словах в сходной фонетической позиции (напр., богадельня, благополучный, благоприятный); [у] возникает также при позиционно озвонченном х, напр. их бы [иубы] и в отдельных словах (бухгалтерия, бухгалтер); 3) произношение мягких к, г, х возможно только перед гласными и, е (руки, руке), перед а, о, у мягкие к, г, х встречаются только в иноязычных   словах   (гяур,   маникюр,   ликёр);
4)  произношение чн возможно то как [шн] (скучно, гречневый, булочная, молочный и др.), то как [чн] - преим. в словах-терминах и в нейтральной лексике (вечность, беспечный, личность и др.);
5)  произношение щн как [щн], а не [шн] (сущность, беспомощный и др.); 6) произношение твёрдых [гп, д] перед [с] в нек-рых иноязычных и в стилистически отмеченных словах (темпера, коттедж, терция, декольте и др.) и в собственных именах (Декарт, Дега, Теренций, Доде), а также в аббревиатурах типа ТЭЦ, ВТЭК, ЛЭП и т.п., но мягких [гп'], [д'] в освоенных словах (температура, телефон, тема, демонстрация, демон); 7) в возвратных формах глагола наблюдается колебание в произношении между сценическим с твёрдым [с] и разговорным с мягким [с']', это колебание началось ещё в пушкинскую эпоху, Д. Н. Ушаков указывал, что с произносится всегда твёрдо, за исключением деепричастий (наклоняясь и т. п.);
М. п. через средства массовой информации (телевидение, радио и др.), а также через театр (см. Сценическая речь) оказывает влияние на диалектное и просторечное произношение.