Мотивация   словообразовательная - семантическая и структурная обусловленность одного однокоренного слова другим. Она опирается на словообразовательные отношения этих слов -отношения производности (мотивированности) между однокоренными словами, одно из к-рых является производящим (мотивирующим), а другое выступает как его производное (мотивировано им). Отношения производности всегда двуплано-вы, но однонаправленны - от производящего слова к производному. Производящее слово включается в производное материально и семантически. Выразителем структурно-семантической зависимости производного слова от производящего является формант (см.), напр. в глаголе запеть приставка за-, в существительном каменщик суффикс -щик. Он (в т. ч. и нулевой формант) одновременно выступает и как показатель направления производности, поскольку отсутствует в производящем и представлен только в производном.
Словообразовательные отношения в отличие от лексических носят не индивидуальный, а групповой характер, т. е. повторяются во всех парах, входящих в один словообразовательный тип, имеют свойство воспроизводимости. Ср.: дядя'.дядин = мама: мамин = папа: папин; смотреть: посматривать = глядеть : поглядывать = ходить: похаживать.
Словообразовательные отношения формируются на базе лексических связей однокоренных слов и не могут существовать без них. Поэтому в семантике производных слов необходимо различать лексическое и словообразовательное значения.
Семантика производного включает значение производящего. Ср.: брызгать и побрызгивать 'время от времени слегка брызгать'; брякать и побрякивать 'время от времени слегка брякать'; болеть и побаливать 'время от времени слегка болеть'; звякать и позвякивать "время от времени слегка звякать'; знобить и познабливать 'время от времени слегка знобить'ит. п. Эти словарные определения раскрывают лексические значения производных глаголов. Они отражают индивидуальную семантику каждого слова с помощью отсылки к значению производящего глагола.
Все приведённые (и им подобные) глаголы объединяются   в   один   словообразовательный   тип, выражая общее для них словообразовательное значение 'время от времени и с небольшой интенсивностью совершать действие, названное мотивирующим глаголом' при помощи одного и того же
орманта   -   префикса   по-   и   суффикса   -ива-
ыва-).
Словообразовательно мотивированные слова всегда находятся в отношениях непосредственного контакта. В такой контакт вступают только члены словообразовательных пар. Поэтому к словообразовательной мотивации, как пишет И. С. Улуха-нов, не могут относиться ни опосредствованные мотивации (типа крахмал — накрахмалить при крахмал — крахмалить), ни сопровождающие мотивации (.глупо — глупить при глупый - глупить).
Словообразовательные мотивации делятся на основные и периферийные, прямые и переносные (Е. А. Земская) При основной мотивации основное (номинативное) значение производящего обычно целиком входит в семантику производного: дом — дом-ик 'маленький дом'; учитель — учи-тель-ствоватъ 'выполнять работу учителя'. При периферийной мотивации семантический элемент, общий для производящего и производного, в семантической структуре производного является периферийным, окраинным, необязательным: полковник — 'тот, кто командует значительным воинским подразделением, вт.ч. полком'; госпитализировать - 'помещать в любую больницу, в т. ч. в госпиталь'.
При прямой мотивации значение производных слов вытекает из прямого значения производящих: школа - школьник, белый - белить. Переносная мотивация делится на два подвида: на реальные и ассоциативные переносные мотивации. Реальная переносная мотивация характерна для производных, значение к-рых восходит к переносному значению базового слова: обезьянничать 'подражать кому-н., передразнивать кого-н., подобно обезьяне'; петушиться 'вести себя задорно, подобно петуху' Ассоциативная переносная мотивация характерна для пар типа школьник 'ученик школы'- школьничать 'шалить, баловаться, вести себя, подобно шаловливому школьнику', а не 'вести себя, как школьник (т. е. ходить в школу, учить уроки и т. п.)'. Сема 'шаловливость' не входит в значение слова школьник, но ассоциируется с этим понятием. Ср. также: цыган — цыганить, акробат — акробатничать и т. п. Вне этой системы Земская выделяет ещё один тип мотивационных отношений, когда производное слово, возникая на базе прямого значения производящего, само имеет образное значение: молокосос 'человек, неспособный здраво судить о чём-л. вследствие своей молодости и неопытности'; лизоблюд 'подхалим, угодливый человек, действующий из корыстных побуждений'. Значение таких | слов выводимо из семантики их компонентов, но своеобразно, метафорически.
Особое место в сфере М. с. занимают полимоти- 255 вированные слова. Это слова, мотивируемые несколькими производящими, т. е. обладающие множественностью (неединственностью) мотиваций. Напр., атлетический: 1) атлетика - атлетический (упражнения по атлетике - атлетические упражнения); 2) атлет — атлетический (телосложение атлета - атлетическое телосложение); педагогический: 1) педагогика — педагогический (лигп-ра по педагогике — педагогическая литра); 2) педагог - педагогический (совет педагогов - педагогический совет). Это явление получило широкое распространение в словообразовании имён существительных, имён прилагательных, глаголов и наречий: невежливость (от невежливый и вежливость), переобучение (от переобучить и обучение), вредительство (от вредить и вредитель), багажник (от багаж и багажный), безбилетник (от без билета и безбилетный), бег (от бежать и бегать), приварка (от приварить, приваривать, привариться и привариваться); дольчатый (от доля и долька), бесплановый (от без плана и плановый), синонимический (от синоним, синонимия и синонимика); капризничать (от каприз, капризный и капризник), обрадоваться (от обрадовать и радоваться), рассердиться (от рассердить и сердиться), крохоборствовать (от крохобор и крохоборство); страшновато (от страшно и страшноватый), несложно (от сложно и несложный), премило (от мило и премилый), распрекрасно (от прекрасно и распрекрасный).
Значительное место занимает явление множественности мотивации в сложных словах: однократность (от однократный и кратность), мостостроитель (от мосты строить и строитель мостов), вагоностроитель (от вагоны строить и строитель вагонов), газоосвещение (от газовое освещение и освещение газом), кормодобывание (от корма добывать и добывание кормов), кормоприготовление (от корма приготовить и приготовление кормов), водоснабжение (от водой снабжать и снабжение водой), нефтепереработка (от нефть переработать и переработка нефти), нефтедобыча (от нефть добывать и добыча нефти), горнолыжник (от горнолыжный и горные лыжи) и т. п. меланхолика; лицо, настроение меланхолика; оттенок значения — 'исполненный меланхолии'. Меланхолическая песня.
В одних случаях полимотивация осуществляется в пределах одной словообразовательной структуры слова (ср.: лёт от лететь и лёт от летать; плавкий от плавить и плавиться), в других она приводит к полиструктурности, к множественности словообразовательной структуры слова: каждая мотивация выражается с помощью своей словообразовательной структуры; ср., напр.: разбой-нича-ть 1 от разбой 'заниматься разбоем' и разбойнич-а-ть 2 от разбойник 'быть разбойником'; капризничать 1 от каприз 'проявлять капризы', капризн-ича-тъ 2 от капризный 'быть капризным' и капризнич-а-тъ 3 от капризник 'быть капризником').
Множественность мотивации часто находит выражение в разной членимости слова. При этом разные структурные варианты слова отличаются
друг от друга.