Антитеза (от греч. antithesis - противоположение) - стилистическая фигура, строящаяся на противопоставлении сравнимых понятий (предметов, явлений, признаков), реализуемом на уровне словосочетания, предложения, фразы. Лексическая основа - антонимия, синтаксическая - параллелизм конструкций. Реализация А. достигается характером содержательно-логической соотнесённости со- или противопоставляемых понятий, типом конструкции, наличием или отсутствием союзов и др.
Подчёркивая высказываемую мысль, усиливая эмоционально-стилистическое звучание речи, А. лежит в основе многих пословиц, поговорок, афоризмов: Легко подружиться, тяжело разлучиться; Умный научит, дурак наскучит.
А. может быть использована как средство иронической или сатирической характеристики описания (в особенности в случае частичного разрушения А., когда при сохранении её формально-синтаксической структуры нарушаются содержательно-логические связи понятий). Напр.: «Иван Иванович худощав и высокого роста; Иван Ники-форович немного ниже, но зато распространяется в толщину. Голова у Ивана Ивановича похожа на редьку хвостом вниз; голова Ивана Никифоро-вича — на редьку хвостом вверх... Иван Иванович несколько боязливого характера. У Ивана Ники-форовича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением* (Гоголь).
А. входит в качестве необходимой структурной части в ряд стилистических фигур, строящихся на совмещении других. Ср. антитетическое членение, разделение (объединение противоположностей): «К добру и злу постыдно равнодушны, В начале поприща мы вянем без борьбы, Перед опасностью позорно малодушны И перед вла-стию - презренные рабы* (Лермонтов). Антиметабола (соединение А. с хиазмом): Не для того живём, чтобы есть, а для того едим, чтобы жить. А. предстаёт как один из языковых приёмов реализации контраста (см.). в. в. Одинцов.