Номинация (от лат. nominatio - наименование) - образование языковых единиц, характеризующихся номинативной функцией, то есть служащих для называния и вычленения фрагментов неязыковой действительности и формирования соответствующих понятий о них в форме значения языковых единиц - слов, сочетаний слов, фразеологизмов и предложений. Этим термином определяют и результат процесса Н.-.значимую языковую единицу.
Процессы Н. связаны с коммуникативным предназначением языка, на неё воздействуют и прагматические факторы, отражающие отношение именующего к тому, что им обозначается, или к условиям речи. Н. свершается в речевой деятельности, а её результаты осваиваются системой языка.
В зависимости от характера объекта (обозначаемого) различают событийные и элементные Н. Первые обозначают внеязыковые события (ситуации) и имеют форму предложения. Вторые, обозначая «кусочки» действительности, её элементы, служат строительным материалом для предложения и имеют форму слов, сочетаний слов и фразеологизмов различных типов. Среди элементных Н. наиболее чётко выделяются «вещные» — имена существительные (нарицательные и вещественные: дерево, дом, вода, песок). Они указывают своим содержанием на элементы предметного ряда. Именам предметов противостоят признаковые имена, обозначающие свойства предметов — отвлечённые от них качества, состояния, процессы, а также абстрактные понятия о несубстанциональных элементах действительности, выражаемые прилагательными, глаголами и наречиями (красный, сидеть, думать, доброта, характер). Эти имена соотносятся со своими обозначаемыми через указание на класс носителей признаков и приспособлены к функции предикации признака. Промежуточное положение между этими типами занимают имена, обозначающие лица по роду их занятий, родству и т. п., и опредмеченные имена процессов, в к-рых понятия об их признаках подводятся под категорию предметности (сапожник — 'тот, кто шьёт или чинит обувь', хитрец — 'тот, кто хитрит', дружба - 'близкие отношения'). У Н., сформировавшихся за счёт переосмысления уже готовых языковых единиц, имя выступает во вторичной для него функции. Способы переосмысления имеют логическую форму тропов (см.) или характеризуются расширением либо сужением объёма понятия: ручка (для письма) -метафора; класс (об учениках) - метонимия; движение (как форма существования материи) - расширение; движение (транспорта) — сужение и т. п. Переосмысляемое значение выступает в роли внутренней формы новой Н.; эта форма может стираться при образовании языковой единицы или частично сохраняться, передавая нек-рые компоненты предшествующего значения в сформировавшееся, способствуя осознанию номинативной преемственности многозначных слов. В зависимости от сохранения или утраты-внутренней формы различаются мотивированные или немотивированные значения слов (ср. стёршуюся мотивированность у слов ножка, ручка, волноваться и ещё живую - у слова спутник). Особым случаем вторичной Н является образование идиом (см.).
По характеру соотнесения с действительностью различаются автономные и неавтономные Н. Автономные Н. непосредственно указывают на обозначаемое и, обладая в силу этого самостоятельной номинативной функцией, имеют свободные значения. Неавтономные Н. соотносятся с обозначаемым косвенно — только при совместной реализации с другими, спорными для них Н., они не обладают самостоятельной номинативной функцией, а их значения выступают как связанные (ср.: тяжёлый - о весе и тяжёлый характер, приходить куда-либо и приходить в восторг, сын чей-либо и сын степей).
Н., соответствующие закономерностям внутреннего развития языка и отвечающие потребностям языкового коллектива в новых номинативных средствах, обычно входят в общеупотребительный словарный запас. За его пределами остаются Н., создаваемые для нужд специального терминологического обозначения или возникающие в узких социальных языковых коллективах (жаргонные Н.), а также в индивидуальном языковом творчестве.