Окказионализмы (от лат. occasional is - слу- 283 чайный) - речевые явления, возникающие под влиянием контекста, ситуации речевого общения для осуществления какого-либо актуального коммуникативного задания, главным образом для выражения смысла, необходимого в данном случае; создаются на базе продуктивных / непродуктивных моделей из имеющегося в структуре языка материала вопреки сложившейся литературной норме (см. Норма). О. создаются специально, нарочито (этим они отличаются от спонтанно совершаемых нарушений нормы - речевых ошибок), всегда «привязаны» к определённому контексту, ситуации, понятны на фоне данного контекста, ситуации и той модели или единичного образца, к-рые послужили базой для их создания, напр. газетный заголовок Убизнес возник в связи с серией заказных убийств бизнесменов на базе существительного бизнес и основы глагола убить Окказиональные образования в принципе возможны при использовании единиц каждого языкового уровня.
О. обладают повышенной выразительностью в силу своей необычности на фоне канонических, нормативных образований. Они, как правило, экспрессивно окрашены (за исключением О. в сфере терминологической лексики). О. образуются пре-им. в разг. речи, используются в художественной литре, в публицистике (см. Устная публичная речь). Они могут возникать при языковой игре (напр., мы с Левом - ср. тв. п. Левой от Лёва, тв. п. львом от лев) в разг., художественной и публицистической речи, относиться к поэтическим вольностям [ напр., <<Из пламя и света рожденное слово*, Лермонтов (при род. п. пламени); «Облак дыма*, Блок] в стихотворной речи. О. с. чаще всего встречаются в разг. речи, в детской речи, «в домашних разговорах», в частных письмах, в шуточных стихах, напр. юфанство-вать в речевом обиходе семьи Л. Н. Толстого, «Чукоккала* — в обиходе семьи К. И. Чуковского. О. с. создаются также в поэзии (И. Северянин, В. Хлебников, Маяковский и др.) и в прозе. В силу присущей О. с. повышенной экспрессивности (как следствие необычности их образования на фоне «обычных» слов, созданных в соответствии с нормами, правилами, законами совр. деривации, см. Словообразование) О. с- характеристическая черта жанров юмора и сатиры (Салтыков-Щедрин, Ильф     и     Петров),     пародии     (И. П. Мятлев,
A. Г. Архангельский).
Среди О. с. выделяются два разряда: т. н. потенциальные слова (термин Г. О. Винокура) и собственно О. с. Потенциальные слова создаются по действующим словообразовательным моделям, но несколько модифицированным. В результате расширяются возможности реализации таких моделей, их использование в речи, напр. джельтменствовать, ср. рыцарствовать. О. с. расширяют список открытых рядов однотипных производных слов. Ср. китиха от кит у Маяковского по аналогии со слониха от слон в соответствии с действующей моделью. «В каждом языке ... существуют своего рода "потенциальные слова", т. е. слова, которых фактически нет, но которые могли бы быть, если бы этого захотела историческая случайность» (Винокур).
Собственно О.с. образуются под влиянием контекста по аналогии или образцу конкретного слова, напр. нагише — ср. неглиже; кюхельбе-керно (А. С. Пушкин) - от фамилии декабриста
B.  К. Кюхельбекера + модель наречия типа печально, меланхолично; слоностоп - по аналогии с автостоп. О. с. всегда производны и, как правило, не обладают всей парадигмой форм.