Орфоэпия (греч. orthoepeia, от orth6s - правильный и epos - речь) - 1) совокупность норм литературного языка, связанных со звуковым оформлением значимых единиц: морфем, слов, предложений. Среди таких норм различаются произносительные нормы (состав фонем, их реализация в разных позициях, фонемный состав отдельных морфем) и нормы суперсегментной фонетики (ударение и интонация). При более широком понимании О. к ней относят и образование вариант-   307 ных грамматических форм. 2) Раздел языкознания, изучающий функционирование таких норм и вырабатывающий   произносительные   рекомендации - орфоэпические правила.
Традиционно в О. включаются все произносительные нормы лит. языка (Р. И. Аванесов), с другой точки зрения, к О. относятся лишь нормы, допускающие вариантность произношения; этим О. отличается от фонетики, к-рая изучает фонетические законы, не знающие исключений (М. В. Панов). Так, к законам фонетики, а не к О. относится в рус. языке произношение глухих согласных на месте звонких шумных на конце слова: зу[б]ы - зу[п], во[з]ы - во[с\, лабиализованных согласных перед [у, о]: [д°]ум, [д°]ом (но [д]ол), [с°]умм, [с°]ом (но [с]ол) и т. п.
К О. относится вариантность звуковой реализации одних и тех же фонем и фонемного состава одних и тех же морфем при отсутствии позиционных различий. Так, одни произносят в[и*]сна, другие - в[еи]сна, разница в характере звуков, фонема же, с точки зрения Московской фонологической школы (см.), одна и та же; одни произносят було[ч']ная, другие — було[ш\ная, одни -умыл[с]а, другие - умыл[с']я - разница в фонемном составе корня: було(ч)- или було(ш)- и постфикса: -{са) или -{с'а). На письме такие варианты обычно не обозначаются: весна, булочная, умылся. Однако варьирование фонемного состава корня может отражаться на письме: бриллиант и брильянт, калоши и галоши, кринка и крынка, матрас и матрац, ноль и нуль.
О. отмечает вариантность места ударения в слове (искристый и искристый, кладбище и кладбище, творог и твброг), в отдельной словоформе (вкусны и вкусны, кбсу и косу, ткала и ткала), на разных лексических единицах, входящих в одно фонетическое слово (на руки и на руки, не дали и не дали), наличие или отсутствие побочного ударения (межпланетный и межпланетный) .
О. рассматриваег социально значимые варианты произношения и ударения. К ним относятся те, к-рые типичны для разных групп людей, говорящих на лит. языке, а также стилистические варианты, сознательно выбираемые в различных социальных ситуациях. Орфоэпические варианты могут принадлежать разным стилям. Так, для высокого стиля характерно эканье: б[е"]ру, вз[еи]ла; произношение безударного [о]: н[о]ктюрн, п[о]этйческий; твёрдого заднеязычного перед окончанием им. п. ед. ч. имён прилагательных: гр6м[къ]й, стпр6[гъ]й, тпй[хъ]й. В нейтральном стиле произносится б[иэ]ру, вз[и'>1лй, н[аь]ктюрн, п[ъ]этйческий, гр6м[к'и]й, стр6\г'и\й, тй[х'и]й. В разг. речи наблюдается выпадение гласных и согласных: проволока -пр6во\лк\а, некоторые - нё[кт\орые, вообще -в[аь\бщё, тысяча - ты[ш']а, пятьдесят — п\ии\сят.
Допуская несколько вариантов, О. указывает, какое место занимает каждый из этих вариантов в лит. языке. В силу своей социальной значимости орфоэпические варианты могут использоваться в сценической речи для социальной характеристики персонажа.