Парадигма (от греч. paradeigma - пример, образец) - ряд противопоставленных языковых единиц, каждый член к-рого определяется отношениями к другим членам ряда. Парадигматические отношения в разных лингвистических теориях, для единиц разных уровней (односторонних и двусторонних) определяются по-разному, соответственно термин «П.» приобретает разное содержание (см. Парадигматика). Понятие «П.» впервые было разработано в морфологии. Затем оно стало использоваться в синтаксисе, лексике, словообразовании, стилистике. При построении общеязыкового определения П. в качестве основополагающего признака используется понятие «позиция» (см. Позиция фонологическая).
П. в фонологии- ряд позиционно чередующихся звуков.
П. в м о р ф о л о г и и — 1) система словоформ, образующих одну лексему; 2) образец, схема словоизменения. Границы лексемы и соответственно объём П. устанавливаются по-разному в зависимости от принципов, положенных в основу различения форм одного слова и разных слов, словоизменительных и словообразовательных категорий. Структура П. определяется характером грамматических категорий и их взаимосвязями внутри частей речи. Полная П. словоизменения к.-л. части речи может распадаться на несколько частных П. (подпарадигм), организованных противопоставлением форм по одному или нескольким грамматическим значениям. Так, существительное имеет падежно-числовую П., в к-рую входят две числовые подпарадигмы (ед. и мн.ч.). В полной П. прилагательного отражаются системные связи ро-до-падежно-числовой П. полных форм с родо-чис-ловой П. кратких форм и с формой сравнительной степени. Полная П. глагола включает разветвлённую систему частных П. (лично-числовую в наст, времени, родо-числовую в прош. времени и т.д.). Морфологическую П. характеризуют регулярные отношения внутри замкнутого, количественно определённого ряда форм.
Состав П. конкретной лексемы определяется её принадлежностью к части речи и к определённому лексико-грамматическому классу внутри неё (напр., относительные прилагательные не имеют кратких форм и степени сравнения). Отсутствие отдельных форм у нек-рых лексем носит характер индивидуального отклонения. При этих лексемах в словарном порядке даётся указание на неполноту П., напр.: дерзить - нет формы 1-го лица ед. ч. наст, времени; письмецо - нет форм мн. ч.
В П. выделяют одну форму в качестве исходной. Она представляет лексему в описаниях и словарях. В существительном и глаголе избирается форма, используемая в функции называния: им.п. ед.ч. для существительного и инфинитив для глагола, в прилагательном это форма муж. рода ед. ч. им. п.
В формальном отношении П. классифицируются по след. признакам: 1) по набору окончаний — таким образом устанавливается тип словоизменения: тип склонения существительных, тип спряжения глаголов и т.д.; 2) по набору основ (типы соотношения основ позволяют выделить формальные классы глаголов — продуктивные и непродуктивные, группы существительных, имеющие, напр.,   разные   основы   в   подпарадигмах   ед.   и
мн.ч.); 3) по акцентуации - выявляются разные акцентные П.
В 70-х гг. 20 в. в русистике стало использоваться понятие деривационной П. Выстраивались соотношения: словоизменительная П.- словообразовательная П., система форм предложения - система деривационных соотношений предложений; сторонники деривационной П. акцентировали внимание на чертах сходства в том и другом типе отношений.
П. в словообразовании представлена двумя терминами: словообразовательно-семантическая П. и словообразовательная П. Им приписывается разное содержание. Словообразовательно-семантическая П.- это типовые комплексы словообразовательных значений, выражаемых на базе производящих слов (основ) определённого класса части речи, семантической группы и т. п. по моделям мотивационных отношений, свойственных данному языку. Противопоставление производных — членов П. описывается с помощью понятия «макрокатегория».
В ряде работ словообразовательная П. понимается как набор производных от одной производящей основы, т.е. кодериватов, объединённых одной ступенью словопроизводства. В лит-ре встречается также приложение термина «словообразовательная П.» к словообразовательному гнезду.
В синтаксисе обращение к понятию «П.» было вызвано стремлением представить ряды синтаксических конструкций как видоизменения одной конструкции в соответствии с меной синтаксических значений. В качестве П. рассматриваются модально-временные вариации простого предложения (Ученик пишет; Ученик писал; Ученик будет писать; Ученик писал бы и т. д.), вариации, связанные с категорией лица, с модальными и фазисными типами значений (Ученик может писать; Ученик начинает писать и т.д.). Под понятие «П.» подводятся регулярные модификации одной синтаксической модели и трансформации одной модели в другую. Разрабатывается парадиг^ матика коммуникативного синтаксиса (в коммуникативную П. объединяются предложения, реализующие разные коммуникативные задания и различающиеся порядком слов, местом фразового ударения и т.д.). Ставится задача построения общей синтаксической системы языка, включающей конструктивный и коммуникативный синтаксис, в форме иерархии парадигм.
Выдвинута также идея описания синтаксической системы в виде системы парадигм предложения (сюда относят только изменения, выражающие синтаксическую категорию предикативности, т.е. изменения в плане синтаксических модально-временных значений) и системы деривационных отношений предложений (производная схема обогащается нек-рыми дополнительными регулярными смыслами: фазисными, модальными, отрицательными, количественной интенсивности и др.).
В лексико-семантическую П. объединяются слова, противопоставленные друг другу по нек-рому семантическому признаку (напр., по признаку «профессия»: учитель, врач, лётчик; по признаку «величина»: большой, маленький; по признаку «способ отделения»: отрезать, отрубить, отделить, отпилить и др.). Слово обычно входит в несколько лексико-семантических П. Каждое парадигматическое противопоставление позволяет выделить существенные элементы значения слов - общие и дифференциальные семантические признаки для каждого ряда. В лексические П. объединяют синонимы, антонимы, слова одной тематической группы и др.