Плеоназм (от греч. pleonasmos - изобилова-ние, излишество) - оборот речи, основанный на употреблении в словосочетании или предложении семантически близких, часто логически избыточных слов. П. иногда рассматривают как разновидность повтора. Особенность П. по отношению к нек-рым видам повтора и крайней форме П.— тавтологии (см ) - в лексической, корневой или звуковой нетождественности повторяемых компонентов. В истории грамматики (Н. И. Греч, И. И. Давыдов), риторики (Н.Ф. Кошанский) и стилистики (В. И. Классовский и др.) П. рассматривался как особый вид фигур речи. При расширительном толковании П. нередко понимают как многословие, граничащее с «пороком стиля». Избыточность выступает в П. как постоянное свойство языковой единицы, поскольку мотивирована передачей уже выраженного смысла: лично я, своя автобиография, промышленная индустрия (индустрия и есть промышленность), наследие прошлого (наследие - явление, полученное от предыдущих эпох), в анфас (анфас от франц. en face в лицо), иностранные земли и т. п. Построенные на основе П. сочетания могут приобретать устойчивый характер: ходить вокруг да около. Граница между П. как недостатком речи, ошибкой и П. как стилистической фигурой прибавления зыбка и определяется общим речевым стилем эпохи.
Как выразительное средство П. отвечает преж/ всего задаче эмоционально-экспрессивного усил< ния: Я видел это своими собственными глазамг слышал лекцию своими собственными ушами; on дал ключ своими собственными руками. П. шире ко  используется  в  разг.   речи  и  публицистик* обычно не свойствен деловому и научному стилям Встречается    в    произведениях    художественна лит-ры:  «Но им назад   не   воротиться (Жуковский); «Сам молвил про   себя, проч уходя   в   досаде»   (Крылов);   плеонастическим1 употреблениями    богата    народная    словесност1 (напр.: устойчивые сочетания - путь-дороженька грусть-тоска,  море-окиян;  двучленные  и  трёх членные обороты,  построенные на соположении синонимов,- я сама девица знаю-ведаю; не пришло ещё поры-времени;  и жил-был богатый гость; журить-бранить,  дарить-жаловати;  с кем по-биться-подраться-поратиться).    Подобный   П. может  характеризовать   целые   предложения:  А утоптана трава, утолочена мурава. К П. иногда относят распространённый в фольклоре,  разг. и диалектной речи способ именования, основанный на употреблении поясняющих имён при местоимениях. Напр.: «Он с вечера, Добрыня, хлеба не ест...»; «На меня, Садку, смерть пришла...» (из былин); «доселева Рязань она селом слы ла»; «он скачет конь с берегу на берег» (Кото-шихин). Возможны употребления рядом двух синонимичных предлогов - за всё,  про всё; для ради рожденья богатырского.
П. в художественной лит-ре, напр. поэзии, часто связан с особым стилистическим заданием. Распространён приём градации, предполагающий использование однородных слов или оборотов: «Всё, всё по-старому, бывалому, И будет как всегда» (Блок); «Я укрываюсь в одиночество, Я ухожу в пределы книг» (Брюсов)