Апостол (от греч. ap6stolos - посланец) - общее название двадцати двух книг Нового Завета: исторической (Деян) и учительных (соборных и Павловых посланий) (см. их перечень на с. 55). Написан в 1-2 вв. н. э. на греч. языке. Важнейший источник по истории книжно-письменного языка Древней Руси и совр. рус. лит. языка. В греч. традиции Вост. (православной) церкви А. известен как четья книга (т. е. для чтения в келье и дома), а также как апракос (книга для церковного богослужения, в к-рой тексты разделены на 335 «зачал» и расположены по порядку церковных чтений за ежедневной литургией, начиная с праздника Пасхи).
Вместе с Псалтырью (см.) и Евангелием (см.) А. был в 863 переведен на старославянский язык (см.) Кириллом и Мефодием (см.) в виде А.-апракос. За литургией, а также за требными богослужениями читается вместе с Евангелием; соответственно сложилась и сводная книга «А.-Евангелие». На Руси бытовали также Толковый А. и Учебный А.
Древние А. - Христинопольский (четий), Ох-ридский, Слепченский (все 12 в.; два последних -апракосы), А. Толковый 1220 - хранятся в России, на Украине, в Болгарии. Сохранились и другие А. 13 в., в т. ч. в сочетании с евангелиями (таково, напр., Карпинское евангелие).
Фрагменты из А. содержатся в слав, рукописях
11 в.: в глаголическом Клоцовом сборнике, Суп-расльской рукописи, Фрейзингенских отрывках, Изборниках 1073 и 1076, 13 словах Григория Богослова, Пандектах Антиоха, Хиландарских листках. В самой древней слав, глаголической рукописи («Киевские листки», 10 в.) имеется приписка
12 в., содержащая фрагмент Послания к Римлянам. В древнейших слав, ветхозаветных и богослужебных книгах фрагменты из А. прослеживаются начиная с 1-й четверти 12 в. Цитаты из А. включены в оригинальные сочинения др.-рус. духовных писателей - митрополита Илариона, черноризца Иакова, епископа Кирилла Туровского. По степени читаемости А. сопоставим с Псалтырью и Евангелием. При обучении детей к А. переходили после Азбуки и Часослова. Четвёртая редакция текста А. (по Г. А. Воскресенскому) вошла в Геннадиевскую Библию 1499 (см. Библия); она же с нек-рыми изменениями воспроизведена в издании А. (1564) Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца - в первой точно датированной московской печатной книге. Впоследствии И. Фёдоров издал А. отдельной книгой во Львове в 1574 и в составе Острожской Библии в 1580-81. Для Елизаветинской Библии А. был пересмотрен и в таком виде на слав, языке переиздаётся до сих пор. О переводе А. на рус. язык в составе Нового Завета в 19 в. см. в ст. Библия.
Пересмотренный рус. текст А. был создан комиссией православных рус. богословов-эмигрантов под руководством епископа Кассиана (Безоб-разова) в 1951-55. В нач. 90-х гг. 20 в. вышли в свет два перевода-пересказа, выполненные протестантами («Благая Весть. Новый Завет»; «Слово Жизни. Новый Завет в современном переводе»), Новый перевод «Послания к Римлянам» в 1993 опубликовала В. Н. Кузнецова.
Слав. А. способствовал развитию средств выражения книжно-письменного языка на Руси, закреплению его норм, распространению в народе грамотности и просвещения. Он же оказал влияние и на совр. рус. язык. А. обогатил художественную речь риторическими и поэтическими приёмами (среди них анафора, повтор, многосоюзие и бессоюзие, эллипсис, параллелизм, рифма и т.д.); Ряд этических терминов в рус. языке восходит к А., поскольку в апостольских посланиях даётся множество этических наставлений. А. содержит развёрнутое изложение христианского богословия. К нему восходит также немало рус. философских и других научных терминов.
В пополнении словарного состава и фразеологии в слав. А. использованы восходящие к Кириллу и Мефодию приёмы: семантическое калькирование (переосмысление под греч. влиянием), заимствование и морфологическое калькирование. Поскольку объём калькированной терминологии велик, имела место специализация нек-рых средств деривации — префиксов (без-/бес-, пре-, пред-, при-, со- и т.д.) и суффиксов (-ость, -(н)ие и т.д.), к-рые приобрели отвлечённую семантику и составили впоследствии одну из примет книжного стиля речи.
Ниже приводится часть лексики, словосочетаний и фразеологии, впервые письменно зафиксированной в А. (и в Откровении Иоанна Богослова).
I. Общеязыковая лексика (в т.ч. славянизмы).
Басня, блаженство, блевотина, блудник, богиня, божество, боязнь, буйство, бурный, вельми 'весьма', ветрило, ветхость, вещание, вкратце, вменить, воинство, волхование 'колдовство', вооруженный, вразумить, вручить, высота, выспренный, градоначальник, жажда, животворить, забвение, заветный, заградить, закоснеть, запечатлеть 'запечатать', заступница, звание, земледелец, измерить, изобильный, изумиться, исконный, кал 'помёт', клич, кормило, кормчий, коснение, крамольник, кровопролитие, курение, ладья 'лодка', маслина, мгла, медведь, медлить, млеко/молоко, мозг, мощный, мрак, мстить, му-желожник, мясо, наглый, напыщенный, наслаждение, новорожденный, нужный, нынешний, общительный, окаянный, окно, остров, осязание, парус, персть 'прах, земля', пестун 'воспитатель', печать, плодоносный, поглотить, подаяние, подражатель, покрывало, покуситься, полезный, полк, полынь, поминание, помощь, поощрение, поспешествовать, поспешник, посетитель, постель, похвала, почесть, привет, присный 'свой, домашний', путешествовать, радение, ревнитель, ругатель, сажень 'мера длины', соболезновать, свара, сварливый, сверстник, свирепый, свиток 'древняя рукописная книга', сердцевед, сетование, сквернословие, сластолюбец, словопрение, смертоносный, собрание, согласие, соглядатай 'шпион', сожитие, срамота, стенание, странник, судебная палата, сумрак, супостат 'противник', теплота, упразднить 'отменить', успех, устроение 'порядок', усыновление, ухищренный, хобот 'хвост' (впоследствии: 'хобот у слона'), ходатай, художник, худородный, чадородие, чародей, чары, чело 'лоб', чернила, чудный 'дивный'.
II. Терминологическая (гл. обр. эти-ко-философская) лексика (см. также раздел IV).
Братолюбие, братство, вожделение, вседержитель, гордость, готовность, греховность, гу-бительство, дарование 'харизма', дерзновение, добродетель, довольство, единение, единодушие, естество, злонравие, заблуждение, завещание, законоположение, земский 'земной', избавитель, иносказание, искупление, исправление, кичение 'превозношение, гордость', клевета, клятвопреступник, коварство, кощунство, кротость, малодушие, миродержителъ, надежда, настоятель, начальник, обилие, обращение 'уверование в Бога', общение, оглашение 'наставление готовящихся к крещению', освящение, ослушание, ослепление 'духовная невосприимчивость', погибель, познание, попечение, порок, порочный, послание 'письмо', послушание 'повиновение', правило, правление, равенство, равнодушие, ревность, самово-
лие, страдание, суесловие, таинство, тварь, 35 творение, творец, тленный, тщеславие, тщета, уединение, упование, целомудрие, человеколюбие, честность.
III. Заимствования (в т.ч. заимствованные имена собственные).
Александр, аметист, анафема, Антиохия, антихрист, апокалипсис, апостольство, Аравия, ареопаг, армагеддон 'гибельная война конечных дней', Артемида, архангел, Архип, Азия, Афины, Велиар 'злой, развратный, нечестивый' (наименование диавола), гангрена, гиацинт, диакон, Димитрий, 'Дионисий, епископ(ство), еретик, ипостась 'особа, лицо', икона, Испания, Италия, колония, кристалл, Македония, Михаил^Архангел), Николай, Онисим, Павел, пресвитер, Прохор, Рим, сардоникс 'драгоценный камень', Со-лунь 'Фессалоники', стоики 'философская школа', стомах 'желудок' (отсюда выражение: стомаха ради 'ради материальных благ'), стихия 'вещественное начало', Тимофей, Тит. топаз, Трофим, фелонь 'верхняя одежда' (отсюда 'священническая риза'), фиал 'чаша', философия, хартия 'пергамен; выделанная кожа для письма' (впоследствии 'бумага'), эпикуреец, Юлия, яспис 'яшма'.IV Словообразовательные кальки.
Без- / бес-: -божный (из греч. a-theos), -брачный (из греч. a-gamos), -вестный (из греч. a-delos), -гласный, -душный, -конечный, -молвие, -начальный, -образничать, -ответный, -прсстан-ный, -смертие, -чинный, -численный; благо-: -вестие/-вестник, -вонный, -временный, -верие, -говенис, -дарение, -душие, -детель, -деяние, -изволение, -лепие, -надежный, -образие, -потребный, -приятный, -разумный, родный, -словение, -стыня, -стный, -творение, -творец, -угоден, ут-робен, -ухание, -хваление, -честие; блудодсяние; бог о-: -борец, -любец, -чтец; воз- /вое-: -держание 'умеренность', -дыхать 'сетовать', -мез-дие, -хищенный; долго-: та, -летен, -терпелив, -терпение; ид о л о-: -жертвенный, -служение, -поклонство; н е-: -благодарен, -воздержание, -ведение, -вежда, -годование, -движимый, -злобивый, -имущий, -исповедимый, -истовство, -лестный, -лицемерный, -мощь, -повинный, -поколебимый, -порочный, -послушание, -потребный, -прелож-ный, -престанный, -разумный, -уклонный, -чаянный, -честивый; пре-: -возноситься, -восходный, -лесть 'прельщение, обман', -успсяние, -ступле ние, -ткновение; пред-: -послать, -стать 'явиться', -теча 'предшественник'; при-: -звание, -клю-читъея, -лежание 'усердие', -мирение, -ношение, -ну ждать, -обретение, -общаться, -станище 'пристань', -цениться; про-: -гневать\ся\, -мыы-лятъ, -поведь, -рицание; раз-/рас-: -врат, -орение, -решение 'развод', -судить, -суждение, -пространиться; рук о-: -писание, -полагать; с о-: -мнение, -образный, -общение, -общник, -причастник, -племенник, -противник. V. Устойчивые (крылатые) выражения.
Ниже приведены выражения, почерпнутые из рус. классической лит-ры. Часть из них для совр. языкового сознания устарела.
Словосочетания: альфа и омега 'начало и конец'; не взирая на лица; мертвая буква 'формализм'; ветхий Адам (ветхозаветный) 'грешный человек', взыскующие града 'живущие высокой мечтой'; власти предержащие 'правители'; смертный грех 'непростительный проступок'; яко тать в нощи 'неприметно'; как пелена (.спала) с глаз; говорить на ветер; книга жизни; день Господень 'праздник'; корень всех зол (сребролюбие); из Савла превратиться в Павла 'радикально переменить свои убеждения'; аки лев рыкающий 'разгневанный'; меч обоюдоострый; (сражаться) до крови; обуздывать язык; (быть верным/сражаться) до смерти; ни холоден, ни горяч 'равнодушный'; книга за семью печатями 'нечто непонятное'; спасаться верой; говорить громовым голосом; излить фиал гнева; тысячелетнее царство; звериное число '666; зашифрованное имя Антихриста'.
Фразы: Всякое даяние благо; Вера без дел мертва (есть); Кто не работает, тот не ест; Смерть! где твое жало? Ад! где твоя победа?; Тайна сия велика (есть); Трудно противу рожна прати (отсюда выражение: переть на рожон); Вера горы передвигает; Друг друга тяготы носите; Для чистого всё чисто; Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать; Буква убивает, а дух животворит. Е. М. Верещагин.