Подлежащее - один из двух главных членов двусоставного предложения (см.), обозначающий субъект, то есть носителя или производителя того признака (действия, состояния, свойства), к-рый назван другим главным членом - сказуемым (см.). П. и сказуемое как главные члены предложения находятся друг с другом в предикативных отношениях носителя признака и самого признака. В подлежащно-сказуемостных предложениях П. несёт в себе значение субъекта. В зависимости от лексической семантики слов, занимающих позицию П., оно может обозначать лицо, конкретный предмет, действие, состояние, событие, ситуацию (Студент занимается; Дети играют; Лес зеленеет; Дом большой; Здание построено; Лечить - его профессия; Гимнастика -это полезно; Видеть друга - для него всегда радость и т. д.).
П. выражается называющей формой имени -именительным падежом существительного, местоимения-существительного, собирательного числительного, именительным падежом субстантивированного прилагательного, причастия, порядкового числительного, а также инфинитивом (Музей работает; Город строится; Весна идёт; Я читаю; Он учится; Кто-то поёт; Семеро одного не ждут; Дежурный позвонил; Боль ные отдыхают; Встречающие собрались; Первые уже ушли; Курить вредно; Иг рать интересно; Советовать другим легко).
Позицию   П.   могут   занимать   разнообразные именные сочетания: со значением совместности, называющие некое множество как единое целое,-сочетание имени в им. п. с предложно-падежной группой «с + твор. п.»  (Отец   с   сыном  уже ушли; Мы    с    ним   видели  этот фильм),  со ш значением   количества,    образуемые   сочетанием  3 числительного в им. п. с именем в род. п. (Два    Щ дцать человек уехало), неопределённо-коли- 2 чественных слов много, мало, сколько, несколько,  3 больше,   меньше,    большинство,   меньшинство, с множество, масса, тьма, уйма и др. с именем в род. п. {Много народу пришло; Несколько ребят отстало; Больше десяти человек ранено; Уйма дел ждёт), числительных, а также местоимений кто, всякий, каждый и прилагательных любой, многие с предложно-па-дежной группой «из + род. п.» {Один из них ушёл; Трое из группы уже сдали зачёт; Каждый из них поздоровался), предлож-но-падежными группами «с + вин.п.», «около + род. п.», «до + род. п.» со значением приблизительного количества (С неделю прошло; Около семи миллионов живёт в городе; До десяти школьников ещё могут записаться в этот кружок) и нек-рые др. Позиция П. может быть занята открытым или закрытым рядом словоформ {Брат и сестра пришли; Солнце, море, горы зовут к себе).
В конкретных речевых ситуациях и особенно в непринуждённой речи в позиции П. может употребляться любая субстантивирующаяся словоформа или группа словоформ, а также фразеологизм или целое предложение {Грянуло «ура*; Его «замолчи» всё ещё звучит в ушах; Кто у год-но звонит; В кино идёт «Никто не хотел умирать»).
В конкретном высказывании позиция П. (как и позиция сказуемого) может быть не занята. В таких случаях П. восстанавливается из контекста: Отец пришёл? — Пришёл (т. е. пришёл отец); Какая сегодня погода? — Прекрасная (т. е. прекрасная погода). Позиция П. может быть не занята также в бесподлежащных реализациях со сказуемым - глаголом в личных формах {Читаю; Читаешь; Читаем; Читай!)- В этом случае значение субъекта сочленено в глагольной форме со значением признака, выражаемого сказуемым.
Между словоформами (или их сочетаниями), выступающими в позиции П. и сказуемого, существует синтаксическая связь, при к-рой происходит полное или частичное уподобление этих словоформ. П. и сказуемое могут быть формально уподоблены друг другу - координированы (см. Координация) {Дом новый; Площадь большая - в формах рода, числа и падежа; Он рад; Зима началась; Письмо прочитано — в формах рода и числа; Ты работаешь; Я смотрю телевизор; Мы отдыхаем - в формах лица и числа; Она врач; Газеты свежие; Авария — результат халатности - в формах числа и падежа; Он смеётся; Гости приехали - в формах числа; Молодые годы наших отцов — это война; Его жизнь — это беспрерывные поиски - в формах падежа) и не координированы {Небо без единого облачка; Первый блин - комом; Мать весь день в хлопотах; Учиться - его цель; Слушать этого артиста -удовольствие; Быть любимым — прекрасно).