Практическая стилистика, стилистика языковых единиц,- один из основных разделов стилистики (см.), изучающий использование языковых единиц в типических речевых ситуациях и контекстах повседневного речевого общения носителей литературного языка. П. с. описывает стилистические свойства вариантов (см. Вариантность, Варианты языковые) и синонимов (см.), а также устанавливает наиболее целесообразное и предпочтительное их использование в речевом общении: в разг. (см. Разговорная речь) и книжной речи (см.) в письменных (печатных) текстах и в устных выступлениях, в средствах массовой информации. Экспрессивная окраска языковых или речевых единиц (и их вариантов) распределяется по «шкале экспрессивности», т. е. по известной парадигме, предполагающей «ноль» экспрессии в том или ином слове, форме, конструкции и т. д. (см. Нейтральные стилистические средства языка) и соответственно речевые средства повышенной и пониженной экспрессии (см. Экспрегсивность). Положительную или отрицательную оценку, к-рой может быть наделена языковая/речевая единица (т. е выраженное в данной единице отношение говорящего к предмету разговора, обсуждения), мо|ут иметь речевые средства пониженной (ср. слово с положительной оценкой мордашка, с отрицательной - морда) и повышенной экспрессивной окраски (ср. слово с положительной оценкой вождь, с. отрицательной - предатель). Такую парадигму следует рассматривать лишь как общий принцип распределения языковых и речевых единиц в рус. лит. языке. Для реальной рус. речевой коммуникации «полная» парадигма экспрессивной окраски речевых средств, особенно грамматических, не характерна.
Поскольку П. с. анализирует реальную речевую коммуникацию, рассматривает конкретные случаи использования речевых средств, для неё актуальны поиски и формулирование рекомендаций по употреблению речевых средств в типических речевых ситуациях и контекстах, а также систематизация наиболее распространённых ошибок, отклонений от нормы (см. Норма) и грубых её нарушений, наблюдающихся в устной и письменной речевой практике носите чей лит. языка. Такие рекомендации и их квалификационная оценка не стабильны. Они модифицируются и уточняются в зависимости от литературно-языковой эволюции и дальнейшего изучения совр. рус. языка, отдельных фрагментов его системы и стилистической структуры. Для П. с. особо важными являются понятия «норма» и в   «ошибка». В связи с обсуждением вопросов о нормативном употреблении языковых единиц и их вариантов в П. с. рассматриваются явления, относящиеся к структуре рус. языка, т. е. относящиеся к компетенции описательных лингвистических дисциплин, преим. из области грамматики. Напр., образование кратких форм прилагательных на -енный, особенности образования нек-рых форм причастий, личных форм нек-рых глаголов, склонение фамилий и т. п.
В соответствии с основными уровнями языка (см.) П. с. подразделяется на фоностилистику (фонетическую стилистику; наименее изучена), лексическую стилистику и грамматическую стилистику; выделяется также стилистический аспект словообразования.
П. с, изучающая особенности употребления речевых средств в текстах разных типов, в функционально-стилистических разновидностях лит языка, тесно связана со стилигтикой текста и функциональной стилистикой. Имея в качестве объекта наблюдений один и тот же лингвистический материал (единицы языка в их системной и функционально-коммуникативной организации), П. с. и функциональная стилистика подходят к нему по-разному. П. с. исходит из самой языковой единицы. Стилистика же функциональная исходит из целей и условий использования в речевой коммуникации определённой совокупности языковых единиц, объединённых специальным функциональным назначением, она оперирует масштабными группировками речевых средств.
П. с. в исследовании стилистической характеристики языковых и речевых единиц опирается на описательные лингвистические дисциплины. Они служат методологической базой стилистического исследования, к-рое предполагает глубокое знание лингвистической природы изучаемых речевых средств, системных отношений и связей, сложившихся в конкретном языке.
П. с. начала складываться в 30-х гг. 20 в. (хотя уже в 1911 вышла работа В. И. Чернышёва «Правильность и чистота русской речи», посвященная стилистике языковых единиц), прежде всего как ответ на нужды редакционно-издательской практики. Выяснялись и обсуждались вопросы «правильного» или целесообразного, уместного использования в том или ином контексте конкретных языковых и речевых единиц, возникавшие в процессе редактирования, лит. правки рукописей, предназначенных для печати.
Основы 11. с. были разработаны К. И. Былин-ским («Практическая стилистика языка газеты». 1940) и Д. Э. Розенталем (К. И. Былинский, Д. Э. Розепталь, «Литературное редактирование», 1957; 2 изд., 1961; Д. Э. Розенталь, «Практическая стилистика русского языка», 1965; 5 изд., 1987).
«Нормативное», «культурно-речевое» направление II. с. с 50-60-х гг. дополняется углублённым дифференцированным функциональным подходом к анализу употребления речевых средств, их функционирования в совр. рус. лит. языке под влиянием общего усиления функционального подхода в лингвостилистических исследованиях, а также во многом под влиянием идей В. В. Виноградова и Г. О. Винокура Именно на таком подходе к исследованию речевых средств настаивал в кон. 20-х гг. Винокур («Культура языка»), предложивший термин «П. с». Он понимал этот термин как учение «о средствах языка» и учение «о языковых заданиях с точки зрения разнообразного применения языковых средств в каждом из них», включая в сферу П. с, по существу, функциональную стилистику.