Предложение - одна из основных грамматических категорий синтаксиса, противопоставленная в его системе слову (и словоформе) и словосочетанию по формам, значениям и функциям (назначениям). В широком смысле это любое - от развёрнутого синтаксического построения (в письменном тексте от точки до точки) до отдельного слова или словоформы — высказывание (фраза), являющееся сообщением о чём-л. и рассчитанное на слуховое (в произнесении) или зрительное (на письме) восприятие. П. может быть простым или сложным. В узком, собственно грамматическом, смысле простое П.- это такая единица сообщения, к-рая, будучи образована по специально предназначенному для этого грамматическому образцу, обладает значением предикативности (см.) и своей собственной семантической структурой, обнаруживает их в системе формальных изменений и имеет определённую коммуникативную задачу, выражающуюся интонацией и порядком слов (см. Актуальное членение предложения). Основными характеристиками простого П. являются: его синтаксическая структура, формирующаяся определёнными словоформами (компонентами предикативной основы П.) в их отношении друг к другу; его семантическая структура; порядок слов и интонация; члены предложения как компоненты предикативной основы П. или её распространители.
В зависимости от цели сообщения П. могут быть повествовательными, вопросительными или побудительными; при парадигматическом подходе к П. как к единице, обладающей формоизменением, возможна и более детальная классификация П. по цели высказывания, охватывающая также П. со значениями сослагательности, условности, желательности, долженствования. Простое П. как элементарная синтаксическая конструкция (т. н. нераспространённое П.) состоит из двух (реже — более) форм слов (конституирующих компонентов), объединённых друг с другом специфическим, существующим только в П. синтаксическим отношением (т.н. предикативным), либо, реже, из одной формы слова (напр.: Ученик пишет; Воды прибывает; Простить значит забыть; Ночь; Светает). П. может быть распространено (т. н. распространённое П.) по правилам присловных связей - согласования, управления, примыкания — либо словоформами, распространяющими П. в целом (детерминантами), напр.: Для неё простить значит забыть; На Камчатке сейчас уже ночь, либо причастными, деепричастными и другими оборотами, либо специальными распространяющими формами слов, союзными сочетаниями и др.
Элементарный отвлечённый образец, по к-рому строится простое нераспространённое П., составляет его предикативную основу, структурный образец. Эти образцы классифицируются по разным основаниям: однокомпонентные и двухкомпонент-ные, свободные и ограниченные со стороны лексического состава, имеющие или не имеющие парадигматические характеристики, нефразеологизи-рованные и фразеологизированные. Каждый язык имеет свою систему таких структурных образцов. Отдельные образцы в разных языках могут совпадать, но системы предложений в целом всегда различаются Напр., для индоевропейских языков характерны т. н. двухкомпонентные структурные образцы, содержащие сказуемое, т. е. глагол в личной форме (или форму другого слова в той же позиции), и подлежащее, т. е. форму им. п. имени или инфинитив (реже другую словоформу в той же позиции). П. совмещает в одной своей грамматической форме несколько значений разных ступеней абстракции. Во-первых, сам структурный образец П. имеет отвлечённое значение, общее для всех П., т. н. предикативность. Значение предикативности, заложенное в образце, переносится в конкретное П. и модифицируется в парадигме П., т.е. в разных его синтаксических формах, выражающих значения реальности и ирреальности. Однако в конкретных П. на значение предикативности накладывается новое, иного качества значение, идущее от компонентов предикативной основы и от их отношений, а также от лекгической семантики слов, заполнивших позиции в П. (напр.: Ученик пишет = субъект и его активное действие; Гром гремит = субъект и его наличие, существование; Светает = наличие бессубъектного состояния). Такие значения относятся к семантической структуре П. Предложения, имеющие разную грамматическую организацию, но близкую семантическую структуру, в нек-рых исследованиях рассматриваются как трансформы, т. е. преобразования одного в другое, напр.: Наступает вечер - Вечереет; Гремит гром — Гром; Сын учится - Сын - учащийся. Кроме значения предикативности и семантической структуры, в П. присутствует также его функциональное значение, связанное с распределением коммуникативной нагрузки между его членами; это значение выражается актуальным членением предложения и интонацией. Структурная основа П. лишена интонации, но каждое конкретное П. и все его формы и модификации (синтаксические изменения) обязательно имеют определённую интонацию (интонационный контур). П. обладает большим прагматическим потенциалом. Язык предоставляет говорящему (пишущему) разнообразные возможности выразить в П. своё отношение к предмету речи (включая её автора), к ситуации, о к-рой сообщается (включая саму ситуацию общения), к адресату Эта прагматическая триада, реализующаяся в разных П. или полностью, или в какой-то своей части и взаимодействующая с его семантической структурой, делает П. языковой единицей, обладающей глубоким и неодноступенчатым смысловым строением.
П. как информативная единица обладает большими строевыми и коммуникативными возможностями. Оно выражает сообщение, как правило, не изолированно, а в окружении других сообщающих единиц (предложений, высказываний) и связано с ними содержательными, а часто и синтаксическими отношениями. Входя в текст в качестве его структурирующего компонента, П. вместе с другими единицами организует соответствующее сверхфразовое единство и соотносит его части друг с другом.
Сложное П.- это объединение двух (или более) простых П. (или их аналогов) средствами союзов, союзных слов или союзных частиц (в сочетании с определённой интонацией, а часто также и при поддержке лексики) в некое новое синтаксическое образование, части к-рого вступают друг с другом в определённые синтаксические отношения. При этом одна из частей может претерпевать существенные структурные изменения либо вообще иметь такую формальную организацию, к-рая простому П. не свойственна. В зависимости от того, какие средства связывают части сложного П., эти П. делятся на сложносочинённые (с формально независимыми друг от друга частями) и сложноподчинённые (с главной и придаточной частью); однако внутренние отношения частей и в том и в другом случае част оказываются не совпадающими с формальной организацией сложного П. и семантические характеристики сложносочинённых и сложноподчинённых П. перекрещиваются.
И в рус, и в зап.-европейской лингвистике П и его компоненты долгое время рассматривались как категории, совпадающие с логическим суждением и его частями (К. Ф. Беккер, Н. И. Греч, Ф. И. Буслаев) либо с психологическим актом коммуникации (Ф. Ф. Фортунатов, А. А. Шахматов). В изучении П. как собственно языковой, синтаксической категории, имеющей свои формальные и смысловые (семантические) характеристики, сложилось несколько направлений, связанных:   1)  с учением о   П.   как  о сложной неодноуровневой структуре, одновременно репрезентирующей собою несколько ступеней языковой абстракции (В. Матезиус, М. Докулил, Ф. Дании); в отечественном языкознании такой подход представлен в академической «Русской грамматике» (1980), в работах Д. Н. Шмелёва, Н. Ю. Шведовой, Ю. С. Степанова и др.; 2) с теорией порождающей грамматики и трансформационного синтаксиса (Н. Хомский, 3.3. Харрис, Д. С. Ворт, Р. Ружичка); 3) с разными учениями о П. как о синтагматической цепи связей и отношений, об аранжировке слов (Й. Рис, Л. Блумфилд, А. С. де Гроот, Л. Теньер); 4) с анализом П. прежде всего как единицы значения (О. Есперсен, Л. В. Щерба); в 60-70-х гг. - в аспекте теории глубинных и поверхностных структур и препозитивной номинации (А. X. Гардинер, У. Вайн-райх). В 60-80-х гг. активно исследуются парадигматические связи и отношения П., организующие их в определённые системы (Ворт, П. Адамец, Т. П. Ломтев, Шведова), а также его содержательное строение (Н. Д. Арутюнова, В. Г. Гак, Г. А. Климов, Е. В. Падучева и др.).