Публицистический стиль (от лат. publi-cus - общественный) - исторически сложившаяся функциональная разновидность литературного языка, обслуживающая широкую сферу общественных отношений: политических, экономических, культурных, спортивных, повседневного быта и др. П. с. используется в общественно-политической лит-ре, периодической печати (газеты, журналы), радио- и телепередачах, документальном кино, нек-рых видах ораторской речи (напр., в политическом красноречии).
Отбор н организацию языковых средств П. с. 39В определяют его основные функции - информативная и воздействующая, а также экстралингвистические факторы - массовость адресата и оперативность средств массовой информации Для П. с. характерны чередования стандарта и экспрессии, логического и образного, оценочного и доказательного, экономия языковых средств, доходчивость, лаконичность, последовательность изложения при информативной насыщенности. Использование языковых средств определяется во многом их социально-оценочными качествами и возможностями с точки зрения эффективного и целеустремлённого воздействия на массовую аудиторию, отсюда характерные для П. с. оценочность, призывность, полемичность. Социальная оценочность языковых средств отличает П. с. от всех других стилей лит. языка, призывность определяет побудительный характер публицистической речи. Функциональное назначение используемых в П. с. слов и выражений неодинаково; среди них можно выделить нейтральную лексику и фразеологию {событие, играть роль, форма, покупатель, ситуация и др.) и стилистически окрашенную, оценочную {подачка общественному мнению, критическая ситуация, братский, эффективный и др.). Одно из свойств публицистического текста - диалогизация: автор публицистического текста обращается к читателю или слушателю со своими мыслями, чувствами, оценками, поэтому в его изложении всегда проявляется авторское «я».
В    П. с.    употребляются    стандартные,    клишированные   средства  языка   {иметь  значение, нуждаться в поправках,  нанести ущерб,  курс реформ, состав правительства, курс рубля, негативные последствия, финансовый рынок, обратить внимание и др.) рядом с экспрессивными, выразительными,  эмоционально  воздействующими на аудиторию средствами языка; эмоциональность  создаётся  также  за  счёт  тропов  (см.)   и стилистических  фигур.   В  экспрессивных  целях используются не только собственно языковые, но и композиционные логико-стилистические формы и приёмы: заголовки, характер чередования повествования, описания и рассуждения, вводные эпизоды, цитирование, введение разных типов чужой речи и т.д. К морфологическим особенностям П. с. относятся частое употребление существительных с суффиксами -ость, -ство, -ние, -ие (напр., личность, алчность, аннулирование, сотрудничество, доверие), с лекснкализованными префиксами меж-, все-, обще-, сверх-, с интернациональными суффиксами и префиксами -изм-, -ист-, -ация, анти-, контр-, де-. Употребительны слова, образованные путём сложения (напр., общественно-политический, социально-экономический), формы страдательных причастий прош. времени (напр., ознаменован, изготовлен). Для синтаксиса П. с. характерны эллиптические конструкции (см. Эллипсис), номинативные предложения (см.) (особенно в заголовках), сегментированные конструкции (напр., Язык цифр - он бывает удивительно ярким), присоединительные и парцеллированные (см. Парцелляция) конструкции; синтаксис отражает тенденцию к разговорности.
Рус. публицистическая лит-ра восходит к «Слову о законе и благодати» Илариона (11 в.), обличительным произведениям Максима Грека (16 в.), сочинениям Г. К. Котошихина (17 в.); с 1703 в Москве печатается первая рус. газета •«Ведомости». В основных чертах П. с. складывается в 18-19 вв.: сочинения А.Н.Радищева, Н. И. Новикова, П. Я. Чаадаева, В. Г. Белинского, Н. К. Михайловского, В. С. Соловьёва, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского н др.