Пунктуация - 1) система внеалфавитных графических средств, главным образом знаков препинания (см.), образующих - вместе с графикой и орфографией - основные средства письменного (печатного) языка. 2) Нормы и правила употребления знаков препинания, исторически сложившиеся в русской письменности. 3) Раздел языкознания, изучающий закономерности системы П. и функционирования знаков препинания.
Главное назначение П.- способствовать пониманию читателем письменного текста, его структуры - синтаксической и смысловой. Основной принцип организации П. как системы строится на разграничении трёх общих функций средств П.: механизм действия знака в плане членения письменного текста может представлять собой отграничение в тексте одной синтаксической структуры или её элемента от другой (другого) (разделение или отделение); фиксацию в тексте левой и правой границ синтаксической структуры или её элемента (выделение); объединение в тексте нескольких синтаксических структур в одно целое (формирование комплекса знаков П.). Соотношение функций средств П. иерархично: выделение (парные знаки) включает в себя разделение (одиночные знаки), и те и другие включаются в комплекс знаков П. (см. ннже).
Центр системы П. составляют знаки препинания, обеспечивающие пунктуационную организацию текста предложения. Периферия системы П. (П. в широком смысле) представлена тремя разнохарактерными средствами. Пунктуационно-орфо-графические комплексы - это связанные со сложными синтаксическими ситуациями наборы разнородных - пунктуационных (одиночные/ парные знаки препинания), орфографических (прописное/строчное написание), графических (абзац) -средств, объединяемых единой схемой организации, взаимодействия и пространственного (горизонтального/вертикального) расположения элементов схемы в тексте Таковы, напр., контекст с прямой речью (правила включают наряду со знаками препинания постановку прописных букв), перечисление с рубрикацией и нек-рые др. К периферии системы П. относятся также типографские средства оформления текста: композиционно-пространственные - отделительные линейки (концевая, подстрочная), звёздочки, строчной ряд отточий; абзац (см.); выделительные: шрифтовые - курсив и (полу)жирный; наборные: разрядкой, дефисно-послоговой и сплошь прописными буквами, находящиеся в оппозиции к светлому прямому строчному шрифту как немаркированному (при шрифте и способе набора отсутствуют дискретные знаки - ограничители левой и правой границ). Типографские средства факультативны (за исключением линеек и абзаца).
Усовершенствованию и закреплению традиций рус. П. способствовали практика художественной лит-ры и деятельность языковедов-нормализаторов, в частности труды Я. К. Грота, А. Б. Шапиро, Д. Э. Розенталя. Но и при кодифицированности совр. норм П. наблюдаются отступления от них -как стилистические поиски в художественной лит-ре, так и колебания в периодической печати и массовой практике пишущих (напр., расширение употребления тире).
Начало научному изучению рус. П. было положено «Российской грамматикой» М. В. Ломоносова (1755). На дальнейшее развитие науки о рус. П. оказала воздействие логическая теория синтаксиса К. Ф- Беккера; это было частично обусловлено, в частности, объективными обстоятельствами - близостью соотношений «пунктуация/ 401 синтаксические структуры» в нем. и рус. языках: недаром В. И. Классовский противопоставлял рус. и нем. языки, для к-рых характерна регулярная пунктуационная отмеченность большинства синтаксических конструкций, франц., англ., итал. языкам, где эта черта отсутствует. Следует отметить и связь науки о П. с практикой преподавания языка и разграничение связанных с этим трёх принципов П.: смыслового (роль П. в понимании письменного текста - С. И. Абакумов, Шапиро), грамматического (роль П. в выявлении синтаксического строения письменного текста - Грот), интонационного (роль П. как показателя ритмики и мелодики речи - Л. В. Щер-ба, А. М. Пешковскнй, Л. А. Булаховский; чаще последний принцип считают дополнительным). В 80-х гг. 20 в. наметилось понимание П. с точки зрения её коммуникативной роли: возможность подчёркивания в письменном тексте с помощью П. коммуникативной значимости слова/групп слов. В отечественной лингвистике активно развивается изучение совр. П. в функциональном плане: стремясь выявить закономерности употребления П., оно опирается на принципы системной организации П., на обусловленность П. развитием синтаксиса, на специфику функционирования П. в различных стилях, типах текста и речевых жанрах, с учётом их полифункциональности и взаимодействия.