Разбор - анализ языковых явлений и их характеристика в определённой последовательности; применяется в учебных целях как один из приёмов обучения русскому языку, как средство контроля и самоконтроля, как упражнение, позволяющее обобщить, систематизировать и закрепить языковые знания, умения и навыки. Р. может быть полным и частичным, устным и письменным. По содержанию различаются след. виды Р.: фонетический, лексический, Р. слова по составу (морфемный, словообразовательный, этимологический), морфологический, синтаксический, стилистический, орфографический, пунктуационный и др. В 90-е гг. 20 в. наиболее актуальным стал Р. (анализ) текста. Количество и характер выделяемых при Р. признаков определяются целями, задачами и условиями Р. (в школе и вузе, этапом обучения и т.д.).
При фонетическом Р. слово делится на слоги, определяются место ударения, состав звуков, даётся их характеристика (для гласных указывается, ударные они или безударные, для согласных — звонкие или глухие, твёрдые или мягкие), устанавливается соотносительность звуков с буквами. При лексическом Р выясняются лексическое значение слова, его стилистические свойства, особенности употребления и происхождение. При морфемном Р. выделяются окончание и основа, к-рая членится на корень, суффикс, приставку. При словообразовательном Р. выделяется производящая основа, выясняется способ образования слова, определяется порядок присоединения морфем в процессе словопроизводства. При этимологическом Р. выясняются исторический морфемный состав, прошлые словообразовательные связи (полный этимологический разбор в учебных целях не проводится). При морфологическом Р. (слбва как части речи) указываются начальная форма (для изменяемых частей речи), постоянные и непостоянные признаки, синтаксическая функция и сочетаемость. Для наречий, причастий и деепричастий указывается, от каких слов они образованы Так, существительных указываются: начальная форма (им. п. ед.ч.); постоянные признаки - нарицательное или собственное, одушевлённое или неодушевлённое, конкретное или отвлечённое (абстрактное), вещественное, собирательное или единичное, род, тип склонения; непостоянные признаки - падеж, число. У прилагательных указываются: начальная форма (им. п. ед. ч. муж. рода); постоянные признаки - разряд по значению (качественное, относительное или притяжательное); непостоянные признаки - падеж, число, род (в ед.ч.), у качественных отмечается также степень сравнения, полная или краткая форма. У числительных указываются: начальная форма (им. п.); постоянные признаки - разряд по составу (простое, составное, сложное), разряд по значению (количественное, порядковое, собирательное, дробное); непостоянные признаки — падеж, число (если есть) и род (если есть). У наречийи слов категории состояния указывается разряд по значению. У местоимений указываются: начальная форма (им. п. ед. ч.); постоянные признаки - разряд по значению (личные и т.д.), разряд по соотношению с другими частями речи (местоимения-существительные, местоимения-прилагательные, местоимения-числительные, местоимения-наречия); непостоянные признаки - падеж, число, род (если они есть). У глаголов указываются: начальная форма (инфинитив); постоянные признаки - возвратность, класс, вид, переходность, залог, тип спряжения; непостоянные признаки -наклонение, время, лицо, число, род (если есть). У причастий указываются: начальная форма (инфинитив или им. п. ед. ч. муж. рода); постоянные признаки - действительное или страдательное, вид, возвратность, время; непостоянные признаки - полная или краткая форма (у страдательных), падеж, число, род (у причастий в полной форме). У деепричастий указываются вид, возвратность При разборе причастий и деепричастий отмечаются также переходность и непереходность и другие глагольные свойства У предлогов указывается: производный или непроизводный, простой или составной, с каким падежом употреблён, разряд по значению. У союзов указываются: сочинительный или подчинительный, разряд по составу (простой или составной, производный или непроизводный), что соединяет. У частиц и междометий указывается разряд по значению.
При с интаксическом Р. словосочетаний указываются: вид словосочетания (подчинительное или сочинительное); для подчинительного словосочетания — главное (стержневое) и зависимое слова, простое или сложное словосочетание, вид и способ связи между словами. При синтаксическом Р. простого предложения указываются: вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное); утвердительное г ч отрицательное; отмечается, если предложение восклицательное; структура предложения (двусоставное, односоставное, нечленимое); распространённое или нераспространенное; полное или неполное; отмечается осложнённость предложения однородными членами, обособленными членами, обращением, вводными конструкциями. При синтаксическом Р. сложного предложения отмечается его тип (сложносочинённое, сложноподчинённое, бессоюзное), из скольких простых предложений (частей) состоит; у сложносочинённых отмечаются средства связи и грамматическое значение (смысловые отношения между частями); у сложноподчинённых выделяются главное и придаточное предложения (части), определяется вид придаточного, к чему относится, средства связи, место придаточного по отношению к главному и т. д. Если имеется несколько придаточных, отмечается вид подчинения: однородное, неоднородное (параллельное), последовательное. Для сложных бессоюзных предложений выясняются смысловые отношения между частями (одновременность, последовательность, противопоставление и т.д.).
При стилистическом Р. указываются: основная функция предложений (задачи речи), сфера применения (жанр, речевая ситуация); монологическая или диалогическая речь; стилевые черты
и способы их выражения (лексические, грамматические и др.).
При пунктуационном Р. (обычно он присоединяется к синтаксическому) объясняется употребление знаков препинания, отмечается наличие необходимых и достаточных условий их постановки. При орфографическом Р. орфограммы (см.) соотносятся с соответствующими правилами
При Р. (анализе) текста указываются: тема, тип речи (повествование, описание, рассуждение), стиль, ключевые слова, средства связи частей текста, синтаксические, морфологические, лексические, морфемные и словообразовательные, а также и фонетические особенности. Могут быть отмечены наиболее яркие орфограммы и пункто-граммы. Т. о., при анализе текста не только отмечаются специфические для него признаки, но и в известной мере суммируются разноуровневые характеристики языковых единиц.
Каждый текст индивидуален, поэтому, естественно, при анализе конкретного текста больше внимания может быть уделено к.-л. одному аспекту или уровню, наиболее характерному для данного текста.
В различных учебных и методических пособиях последовательность перечисления признаков обусловлена разнородными факторами: важностью признаков для характеристики языковых и/или речевых фактов, принципом описания языковых явлений («от строения к значению» или «от значения к строению»), стремлением соединить два этапа Р.: анализ языкового и/или речевого факта и его характеристику в определённой последовательности. Так, при морфемном Р. анализ состава слова соответствует последовательности пунктов характеристики: выделение аффиксов мотивируется в ходе Р. (окончание определяется изменением слова, выделение корня сопровождается подбором однокоренных слов, выделение суффиксов и приставок мотивируется подбором одноструктурных слов - слов с теми же суффиксами и приставками). Или, напр., при Р. простых предложений целесообразно сначала указать структурные, а затем только семантические признаки, т. к. при анализе очевидно, что структурные признаки для простого предложения являются более существенными и явными. Нередко анализ языковых явлений предшествует характеристике и по существу остаётся невыраженным. В характеристику языкового и/или речевого факта нередко включаются элементы первого этапа - анализа. Этим обусловлено требование аргументировать ту или иную квалификацию, а также последовательность отдельных пунктов характеристики. Так, указание рода имён существительных перед определением типа склонения обусловлено тем, что в основе разграничения типов склонения существительных лежит их родовой признак. При любом Р. требуется развёрнутый, мотивированный ответ, отражающий осмысленную связь явлений языка и речи.