Речь - конкретное говорение, протекающее во времени и облечённое в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму. Под Р. принято понимать как сам процесс говорения, так и результат этого процесса, т. е. и речевую деятельность, и речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом.
Общая характеристика Р. обычно даётся через противопоставление её языку (см.). Р. и язык (система языка) в совокупности образуют единый феномен языка. Р. есть воплощение, реализация языка (системы языка), к-рый обнаруживает себя только в Р. и только через неё выполняет своё коммуникативное назначение. Если язык — это орудие (средство) общения, то Р. есть производимый этим орудием вид общения, создаваемый приложением языка (кода), с одной стороны, к конкретной действительности, а с другой - ко всякий раз иной коммуникативной ситуации. Р. вводит язык в прагматический контекст. языка, код) включает в себя абстрактные аналоги единиц Р., образуемые их различительными и общими (интегральными) признаками (ср.: звук речи и фонема). Р. есть последовательность слов, она линейна, язык вносит в эту линейную последовательность иерархические отношения, он имеет уровневую организацию (см. Уровни языка); Р. стремится к слиянию слов в речевом потоке, язык сохраняет их отдельность; Р. отнесена к объектам действительности и может рассматриваться с точки зрения своей истинности нли ложности, к языку истинностная оценка неприменима. Р. конкретна и неповторима в противоположность абстрактности и воспроизводимости языка; она актуальна в противовес потенциальности языка; Р. преднамеренна и устремлена к определённой цели, в отличие от нецеленаправленности языка; Р. ситуативно обусловлена, язык независим от обстановки общения; будучи событием, действием, Р. развёртывается во времени и пространстве, она динамична, язык же дан в отвлечении от этих параметров мира, представляя собой явление статическое; Р. подвижна, язык стабилен; Р. бесконечна, система языка ограничена определённым набором составляющих; Р. вариативна (см. Вариантность), язык же в каждый период своего существования относительно инвариантен. Будучи психофизическим явлением, Р. субъективна и произвольна, она является видом свободной творческой деятельности индивидуума, язык же как явление социальное представляет собой достояние пользующегося им общества, он объективен и обязателен (императивен) по отношению к говорящим; Р. допускает элементы случайного и неупорядоченного, в отличие от языка, образуемого регулярными чертами своих единиц и отношений между ними; Р. отражает опыт индивидуума, язык же в системе выражаемых им значений фиксирует опыт коллектива. Кроме указанных характеристик, выделенных по их оппозиции свойствам языка (системы языка), Р. обладает рядом параметров, непротивопо-ставляемых непосредственно отдельно взятым чертам языка. Эти параметры относятся к способу осуществления речевой деятельности и вытекают из субъективности, конкретности и ситуативной обусловленности Р. Речевая деятельность может проходить в двух формах - монологической (см. Монолог) и диалогической (см. Диалог). Процесс Р. характеризуется определённым темпом (быстротой, медленностью), продолжительностью, тембровыми особенностями, степенью громкости, артикуляционной чёткости, акцентом, тоном и т.п. Р. может быть охарактеризована через указание на психологическое состояние говорящего, его коммуникативную задачу, отношение к собеседнику, ср.: взволнованная, эмоциональная, искренняя, обдуманная, льстивая, почтительная, насмешливая речь. Р. может быть объектом эстетической оценки, ср.: художественная, поэтическая, изящная, изысканная, грубая речь. Р. определяется признаками своего смыслового содержания, ср.: содержа тельная, пустая, связная, бессвязная, осмысленная, бессмысленная, последовательная, сбивчивая речь. К Р. применима нормативная оценка, ср.: правильная, неправильная, исковерканная речь. Р. может быть определена по её соответствию условиям и целям общения.
Индивидуальный характер Р.- одни из основных её признаков - проявляется в том, что Р. всегда осуществляется определённым лицом, передающим в ней свои мысли и чувства, для выражения к-рьгх он по своему усмотрению выбирает слова и структуры предложения. Говорящий относит языковые номинации (см.) к тем или иным объектам действительности, наделяя слова речевым значением, сочетает их между собой и выбирает тот нли другой стиль (манеру) сообщения (фамильярный, официальный, почтительный, пренебрежительный и т. п.), к-рому придаёт голосовое или письменное воплощение, и, наконец, использует высказывание с нужным для себя коммуникативным заданием.
Речевая импровизация допускает известное варьирование форм, закреплённых системой языка. В индивидуальных отклонениях Р. заложены истоки языковых изменений, осуществляющихся тогда, когда субъективные особенности говорения становятся достоянием языковой общности. Язык творит Р. и в то же время сам творится в Р. «Язык одновременно и орудие и продукт речи* (Ф. де Соссюр).
Поскольку Р. регулярно используется в разных социальных сферах, она приспосабливается к задачам и условиям своего функционирования; явления Р. типизируются, образуя относительно самостоятельные системы функциональные стили, к-рые характеризуются и модификациями самой системы языка (его лексики и в меньшей степени грамматики), и речевыми особенностями, такими, как длина предложений, степень смысловой полноты, информативность, спонтанность или обрабо-танность, степень клиширования, использование образных средств выражения, допустимость разных интерпретаций и т. п.
Возможности субъективного варьирования Р. не беспредельны: Р. должна быть понята адресатом, причём ключом к её восприятию и интерпретации служит общий для собеседников язык (код). В процессе речевой коммуникации «язык выступает в качестве необходимого предела свободы» (Э. Косериу). В известном смысле «интересы понимания и говорения прямо противоположны» (Л. В. Щерба).
Будучи одной из форм общения людей, Р. функционирует в коллективе и следует его традициям; она обоюдна и представляет собой один из видов социальной активности человека. Как и всякая социальная активность, речевая коммуникация сознательна и целенаправленна. Она состоит из отдельных актов речи, являющихся её «дииамическимн единицами». В речевом акте в общем случае участвуют след. компоненты: говорящий н адресат, обладающие нек-рым фондом общих знаний и представлений, обстановка и цель речевого общения, а также тот фрагмент объективной действительности, о к-ром делается сообщение. Эти компоненты создают прагматическую сторону Р., под воздействием к-рой формируется модальная рамка высказывания, предназначенная для координации названных компонентов (см. Модальность).
Информативная направленность речевых актов часто осложняется дополнительными коммуникативными задачами. Прн помощи речевых актов можно не только передавать нек-рые сведения, но и жаловаться, хвастаться, угрожать, льстить, обижать, шутить н т. п. Нек-рые установки говорящего составляют прямые («открытые») целн коммуникативных актов, они могут быть выражены, ср.: Прошу тебя быть осторожным; Требую внимания. Наиболее регулярные коммуникативные задания отлагаются в грамматической структуре предложений (ср. повествовательные, вопросительные и повелительные предложения). Другие установки имеют косвенный характер (такие цели, как лесть, ложь, хвастовство, угроза и т. п., не принято обнаруживать). Нек-рые коммуникативные цели могут быть достигнуты без помощи Р. - мимикой, жестом (паралингвистическими средствами): приглашение войти и сесть, просьба молчать, угроза и т. п. Напротив, клятва, обещание, поздравление и т. п. невозможны без участия Р., к-рая в этом случае адекватна действию, поступку.
По цели коммуникации могут быть выделены след. основные типы речевых актов: информативные акты, сообщения (Лёд тронулся; Мне грустно); побуждения, в т. ч. запрос о получении информации (Реши эту задачу!; Когда ты вернёшься с дачи?); речевые акты-обязательства (Обещаю выполнить задание); формулы социального этикета (поздравления, извинения, соболезнования, принесение благодарности); выражения эмоциональной реакции на ситуацию или сообщение (Вот это да!; Подумать только!; Ну и ну!); речевые акты, служащие завязыванию, поддержанию и прекращению речевых контактов (Алло1; Послушай!; Всего доброго!). Среди этих коммуникативных установок главенствует задача информирования. Любая коммуникативная цель может быть достигнута через сообщение. Коммуникативные установки играют важную роль в построении диалогической Р., связность к-рой обеспечивается согласованностью стимулов и реакций: вопрос требует ответа, упрёк или обвинение стимулируют оправдание, сообщение нек-poro суждения рассчитано на реакцию возражения или согласия.
Реализуясь в Р., система языка сама в известном смысле является реализацией языкового знания и языковых способностей людей, входящих в одну языковую общность. Перенос центра тяжести на
психологию владения языком побудил представи- 419 телей генеративной лингвистики, начало к-рой было положено Н. Хомским, заменить противопоставление языка и Р. противопоставлением языковой компетенции и языкового исполнения (competence and performance). В этой концепции основное внимание отводится процессам и этапам перехода от конкретных смыслов к их реализации, а применительно к синтаксису — от глубинных структур к поверхностным. Система языка понимается как нек-рое порождающее устройство, обладающее динамическими возможностями. При этом имеется в виду порождение не столько прагматически адекватных речевых произведений, сколько грамматически правильных предложений. Тем самым делается шаг к стиранию различия между механизмами действия грамматических правил и прагматических норм речеобразования
Одновременно была рассмотрена возможность инвертирования направления действия правил порождения речи. Модель «Смысл»Текст», предложенная А. К. Жолковским и И. А. Мельчуком, содержит серию процедур перехода от заданного значения к выражающим его текстам. И наоборот,- перехода от текста к его смысловой записи (семантическому представлению). Т.о., была поставлена задача выявления общих основ синтеза и анализа Р.
В итоге развития идей языка и Р. в каждом из этих двух соотносительных понятий были выделены статический и динамический аспекты Динамическая н статическая стороны Р. соответствуют действию (речевому акту), взятому во всей полноте своих характеристик, и порождённым этим действием и зафиксированным тем или иным способом речевым произведениям, организованным в связный текст.
В последние два десятилетия усилилась тенденция изучения связного текста с учётом его динамического (деятельностного, коммуникативного) аспекта, стимулировавшая создание теории дискурса, в к-рой Р. рассматривается как целенаправленное социальное действие, а связный текст не отделяется от прагматических, социокультурных, психологических и других экстратекстовых факторов.