Связка - служебное слово, функцией к-рого является дополнительное указание на синтаксические отношения между главными членами двусоставного предложения. К С. относятся слова (или слово в одном из своих значений) это (застывшая форма местоименного слова), есть и суть (застывшие формы 3-го лица ед. и мн. ч. наст, времени глагола быть), а также спрягаемые формы глаголов являться, явиться, значить, означать, называться.
Традиционно в рус. грамматике С. считается также служебный глагол быть в разных формах, отсутствие к-рого в предложении в формах иаст. нремени объясняется особенностью рус. языка -опущением С. или наличием т. н. нулевой С. (эта точка зрения критикуется в работах В. В. Виноградова). Однако спрягаемая форма служебного глагола быть не выполняет связующей функции, она вводится в предложение для выражения синтаксического времени (прошедшего, будущего), а также сослагательного наклонения во всех его синтаксических значениях.
С. в предложении лишена временного значения, и чистыми С. являются только есть (в собственно отождествляющем значении), суть (в значении 'есть'), это (в значении 'есть')- Употребление С. есть и суть стилистически окрашено. С. есть обычно употребляется в книжной, научно-деловой
и публицистической речи {Квадрат есть равносторонний прямоугольник; Прямая есть крат чайшее расстояние между двумя точками). С. суть в совр. языке встречается редко и используется как средство стилизации архаической речи; она может употребляться при подлежащем, выраженном именем во мн. или ед. ч., и в обоих случаях свободно заменяется С. есть или это: «Грамматика и арифметика суть науки» (Буслаев) = есть науки, =это науки. С. это стилистически нейтральна и употребляется очень широко {Виктор - это мой брат; Самое дорогое у человека - это жизнь; Чтение - это лучшее учение; Понимать друг друга - это счастье; Учиться -это никогда не поздно).
Нек-рые С. способны сочетать в себе собственно связующее значение с указанием на время. К ним относятся сочетание это есть {это было, это будет, это было бы) и названные выше глагольные С. значить {значит, значило, будет значить, значило бы), означать, являться, явиться, называться: Этот молодой человек является {являлся) образцом честности; Любить человека означает {означало, будет означать, означало бы) понимать его; У неё кричать называется {называлось, будет называться, называлось бы) воспитывать.
Несколько С. сохраняют местоименное или ме-стоимеино-наречное значение: таков {такова, таково, таковы), вот {Летать - такова его мечта; Чтение — вот лучшее учение). Есть С, совмещающие связующее значение со значением союза: как, будто, словно, ровно, точно {Каждая встреча будто праздник; Эта новость словно гром среди ясного неба; Платье точно новое)
Наряду со С, выполняющими служебную функцию, широко используются связочные образования со значением идентификации или отождествления {это и есть, то же самое что, это то же самое что, не что иное как, не кто иной как, это и значит, это и означает, это и называется), толкования {это значит, это означает, эгпо называется), указательности {вот это, вот таков), сопоставления {это как, всё равно как, это всё равно как, всё равно что, это всё равно что). Большинство из этих С. в предложении могут сочетаться друг с другом: Чтение есть (это, это есть, еот, вот это, это и есть, вот это и есть) лучшее учение, а также (кроме чистых Ос показателями синтаксического временнбго значения (Москва - таков был мой любимый город; Чтение - это и будет лучшее учение; Платье было есё равно как новое).
Все С. и связочные образования распределены между равными типами предложении, будучи обязательными или характерными для одних и необязательными для других. Так, С есть, это обязательны в простом нераспространённом предложении со значением тождества, когда подлежащее и сказуемое выражены словоформами с одним и тем же лексическим значением: Дети есть (это есть, и есть, это и есть) дети. Мать - это (это есть, и есть, это и есть) мать. В разг. речи в таких предложениях со С. есть или и есть часто употребляются личные местоимения (Дети они и есть дети; Мать она есть мать). Бессвязочная реализация таких предложений возможна только при введении в них распространяющих слов (Дети везде дети; Мать она всегда мать). С- обязательный компонент почти всех предложений, где подлежащее и сказуемое выражены инфинитивом (Любить человека значит его понимать; Написать - это всё равно что рассказать). Бессвязоч-пые реализации возможны только для предложений нек-рых семантических структур (обычно с отрицанием: Жизнь прожить - не поле перейти; Ломать - не строить).
В функции и позиции С часто используются полузнаменательные глаголы бывать, стать, становиться, делаться, сделаться, считаться, казаться, оказаться и т. п. (Вечера становятся холодными; Проблема оказалась сложной; Летать стало его мечтой). Полусвязочные глаголы коррелируют со С, но они сохраняют элементы своего лексического значения и обладают значением синтаксического времени. Иногда к полузнаменательным или полусвязочным глаголам относят также глаголы с узкой закрытой сочетаемостью, образующие вместе с именем устойчивые сочетания (вести разговор, нести ответственность, иметь значение, оказывать влияние и т. п.), однако их роль в предложении отличается от роли С, т. к. онн вместе со следующим далее именем обрадуют лексикализованное единство.
Т.о., С— это собственно служебный формант, обслуживающий определённый круг двусоставных предложений; изъятие С. не меняет синтаксической структуры предложения. Грамматисты логического направления, отождествляющие строение грамматического предложения со строением суждения, усматривают в двусоставных именных предложениях с отсутствующей С. нулевую С. (опущенную,-но как бы присутствующую «тайно»). Однако значимое отсутствие С. в предложениях типа Москва - столица не равно незримому присутствию С. есть (ср. существование нулевого суффикса в системе рус. именного словообразования, к-рое не предполагает незримого присутствия какого-то конкретного суффикса, готового занять своё «законное» место вместо суффиксально значимого нуля).