Семиотика (от греч. semeion - знак, признак, semeiotik6s - относящийся к знакам) - 1) научная дисциплина, изучающая общее в строении и функционировании различных знаковых (семиотических) систем, хранящих и передающих ннформа цию, будь то системы, действующие в человеческом обществе (гл. обр. язык, а также нек-рые явления культуры: обычаи к обряды, кино и т. д.), в природе (коммуникация в мнре животных) или в самом человеке (напр., зрительное и слуховое восприятие предметов, психологические категоризации, логическое рассуждение); 2) система того или иного объекта, рассматриваемая с точки зрения С. в 1-м значении, напр.' С. алфавита; С. конкретного фильма; С. лирики А. А. Блока, исследованная А. Белым; С. обращений, принятых в рус. языке, и т. п.; отдельные авторы рассматривают в качестве объекта С. общество в целом, культуру в целом.
Первоначально общие принципы С. как «науки о знаках» были сформулированы на основе наблюдений над естественным языком одновременно и независимо в работах Ч. С. Пнрса и Ф. де Соссю-ра, причём первый стремился к созданию особого варианта математической логики (т. н. чистой или умозрительной грамматики, grammatica speculative) , а второй - к определению предметной области различных знаков как объектов новой науки, названной им семиологией. Впоследствии термины «С.» и «семиология» стали употребляться как синонимы.
По мерс развития С. в 20 в. у неё обнаруживались всё более глубокие исторические корни: в учении о знаке и в учении о музыке у Блаженного Августина (4-5 вв.); в ср.-вск учении о «тривии», цикле из трёх наук - грамматики, логики и риторики, к-рым в совр. С. соответствуют синтактика, семантика и прагматика; в логико-лингвистических учениях ср.-век. схоластики 12-14 вв.— о «сущностях» и «качествах» (акциденциях), о «суппозициях» (подстановках терминов в суждение), об «интенциях разума» и др.; в логико-философских концепциях 17-18 вв. - «Грамматике Пор-Рояля» (1660) и «Логике Пор-Рояля» (1662), составляющих, по существу, две части единой концепции; в учении Дж. Локка о разуме и языке в их связи; в концепции особого искусственного языка - «всеобщей характеристики» (charac-teristica universalis) Г. В. Лейбница; в работах языковедов-философов 19-20 вв. В. фон Гумбольдта, А. А. Потебни, К. Л. Бюлера, И. А. Бо-дуэна де Куртенэ; у основателя психоанализа 3. Фрейда и др.
Основы С. языка и художественной лит-ры заложили представители европейского структурализма 20-30-х гг. 20 в.- Пражской лингвистической школы (Н. С. Трубецкой, Р. О. Якобсон, Я. Мукаржовский, П. Г. Богатырёв и др.), Копенгагенского лингвистического кружка (Л. Ельмс-лев, В. Брёндаль), литературоведы Школы рус. формализма (Ю. Н. Тынянов, В. Б. Шкловский, Б. М. Эйхенбаум), а также независимые от направлений А. Белый и В. Я. Пропп. К этим исследованиям примыкают нек-рые работы М. М. Бахтина, Ю. М. Лотмана и других рос. учёных. В работах названных авторов даны образцы применения принципов С. к изучению конкретных произведений художественной лит-ры, фольклора и нек-рых подсистем языка, языковых стилей и др. Наиболее оформленными течениями С. за рубежом являются американская школа Ч. У. Морриса, во Франции - семиология Р. Барта и отдельное направление семиологии Л. Прието, психоаналитическая семиотика Ж. Лакана, антропологическая школа М. Мосса - К. Леви-Строса, семиология кино К. Метца, в Бельгии — семиология Э. Бёйсенса, в Италии - семиология кино П. Пазолини и др. Опубликованы многочисленные разрозненные семиотические исследования в области кино, архитектуры, живописи, отдельных ритуалов, игр и т.д.; выходит большое количество семиотических сборников и журналов. В 1974 в Милане (Италия) состоялся 1-й Международный конгресс С. и была создана Международная ассоциация С. (с участием рос. учёных).
С. разделяется на абстрактную, или теоретическую, исследующую наиболее общие принципы строения знаковых систем, а также их формализуемые аспекты в виде искусственных формализованных языков (последнее часто относится к металогике), и конкретную, или эмпирическую, исследующую отдельные семиотические системы — мифы, обычаи, этническую организацию общества, искусство, социальное взаимодействие, а также научную коммуникацию и обмен информацией в обществе - в связи с информационной наукой (информатикой) и когнито-л or и ей.
В отличие от абстрактной С, остающейся теоретической дисциплиной, эмпирическая С, или, точнее, эмпирические, или конкретные, семиотики, ибо их много, выполняют весьма важные практические исследования С их помощью лишь в последнее время открыты и реконструированы важные аспекты древнейшего индоевропейского языка и культуры; происхождение алфавитов христианской эпохи; закономерностей формирования научного знания Нового времени; закономерностей информационных процессов (информационная наука, информатика) и др. В последние годы С. тесно смыкается с научной областью «искусственного интеллекта», а также с когиитологией, или «когнитивной наукой» (cognitive science) - дисциплиной об операциях человека со знаниями.
Основной корпус абстрактной С. в гуманитарной сфере (за пределами общих принципов формализованных языков) составляют наиболее общие семиотические закономерности и наиболее общие семиотические членения знаковых объектов.
К семиотическим закономерностям, или принципам, относятся прежде всего оппозиции (противопоставленность) всех основных конституирующих элементов знаковых систем - фонем, морфем, слов, типов предложений, интонаций в естественных языках; отношений родства в этнической организации; отношений «свой, член общины, клана» - «чужой» в межэтнических отношениях; понятий «верхний мир» - «средний мир» -«нижний мир» в мифах и представлениях примитивных этносов о мире; «сырое» — «варёное» в представлениях о пище; «сидение» - «стояние» в этикете и т. п. Оппозиции элементов в одном месте речевой цепи или коммуникативного процесса выявляют различительные (дифференциальные) признаки элементов (напр., оппозиция слов пить - бить указывает на дифференциальный признак «глухость/звонкость» у фонем (и) и (6); оппозиция поз «мужчина сидит перед собеседником» - «мужчина стоит перед собеседником» выявляет дифференциальные признаки «сидение/стояние» и их социальные смыслы в совр. социальном этикете и т. п.). Сама процедура установления дифференциальных признаков путём замен в коммуникативной цепи - коммутация-также составляет отдельный семиотический принцип.
Важный принцип С— т. н. принцип «функциональной семантики»: материально новый элемент системы включается в систему в форме того элемента, к-рыи он заместил, напр., у нек-рых кочевых племён, первоначально не знавших лошадей и использовавших оленей, лошади в ритуалах маскируются (посредством рогов и т. п.) под оленей; первые автомобили маскируются под кареты, хотя в этом нет технической необходимости; первые электрические светильники маскируются под свечи или под керосиновые лампы и т. д. Так же в языке: напр., рус. перочинный нож обозначает предмет, к-рый раньше выполнял функции ножа для очинки гусиных перьев - предмета письма: индоевропейские термины плетения из прутьев массами переходят на обозначения предметов и орудий ткачества, к-рое первоначально осознаётся как «плетение из нового материала». Последнему явлению соответствует этимология индоевропейского корня *tcks-, означающего в др -инд. языке «рубить, тесать» (taks), а в лат. «ткать» Цех-). Т.о., этимология и «внутренняя форма слова» в этом отношении являются одним из проявлений общих принципов С.
Ещё один принцип С. - групповая, или «полевая», организация знаковых элементов. Проявлением этого принципа выступают группировки слов по общности или смежности обозначаемых предметов (денотатов), по общности выражаемых понятий (сигнификатов, смыслов) (т. н поля Трира. поля Порцига, поля Покровского и др.)
Одно из самых существенных следствий этих и других закономерностей - кумулятивный характер семиотической системы: элементы нового знания (в общем случае — новой информации) в системе способны связываться, аккумулироваться с уже накопленной информацией, а каждый новый элемент получает благодаря своей знаковой форме точный «адрес» - указание на его место в системе.
Наиболее общие семиотические членения заключаются в наличии (в языке и языкоподобных системах) семантики, синтактики, прагматики. Семантика определяется как отношение знаков к объектам внешнего мира и к их мысленным аналогам (отражениям, представлениям, понятиям, концептам); из семантики в широком смысле выделяется референция (см.). Синтакти-к а определяется как отношение между знаками во временной последовательности в коммуникативном процессе, в частном случае - в речевой цепи. Прагматика - как отношение между.знаками и теми, кто их использует. Эти определения являются базовыми. Однако в связи с расширением сферы С. в сторону когнитивных процессов скнадывается несколько иное соотношение этих членений С: семантика начинает пониматься как область истинности высказываний, в связи с чем из неё и выделяется особая область — референция; прагматика - как область мнений, оценок, презумпций и установок говорящих (и вообще пользователей семиотической системой); синтактика - как область формального, логического, вывода.