Ассонанс (франц. assonance, от лат. assono -откликаюсь) - одна из форм звуковой организации речи, относящаяся к т. н. звуковым повторам и заключающаяся в симметрическом повторении однородных гласных. Чаще всего А. встречается внутри стиха как повтор ударных звуков, обычно в сочетании с другим звуковым повтором - аллитерацией (см.), в фольклоре, особенно песенном («Вдоль по Питерской, по Тверской-Ямской Едет мой милой с колокольчиком»), и в письменной лит-ре.
В рус. поэзии начиная с 18 в., с развитием силлабо-тонического классического стиха, А. с течением времени занимает всё более постоянное место в ударных слогах, ср. ассонансные звуковые повторы на «уъ в стихотворении И. И. Дмитриева: «Уныл внезапу лавр зелёный, Уныл - и долу преклонён/*, все до одного попадающие на безударный слог, или его же строки «Без друга и без милой Брожу я по лугам; Брожу с душой унылой Один по берегам*, где тот же повтор встречается то в ударном, то в безударном положении, и у М. Ю. Лермонтова: «У наших ушки на макушке, Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки - Французы тут как тут» с А. на у только в ударных слогах. Можно предположить, что этот процесс оказал определённое влияние на употребление в стихе ассонансной рифмы, к-рую также называют А. В рус. поэтике это неточная рифма, в к-рой совпадают именно ударные слоги, а концы рифмуемых слов или разнозвучны, или приблизительно созвучны; в четверостишии Н. С. Гумилёва «Ромул и Рем взошли на гору, Холм перед ними был глух и нем; Ромул сказал: "Здесь будет город". "Город, как солнце",— ответил Рем» ассонансная рифма сочетается со звукописью (А. на о, аллитерация на р). Рифмы такого рода нередки у совр. рус. поэтов — у Б. Л. Пастернака, М. И. Цветаевой, В. В. Маяковского, Б. А. Ахмадулиной, Д. С. Самойлова, Е. А. Евтушенко и др.