Сказуемое - один из двух главных членов двусоставного предложения (см.), обозначающий признак (действие, состояние, свойство, качество) в его отношении к субъекту, выраженному подлежащим (см.). С. связано с подлежащим предикативным отношением признака, отнесённого ко времени, и его носителя. С. является конституирующим компонентом предложения, вместе с подлежащим оно образует грамматическую основу предложения, в С. сосредоточены основные грамматические значения предложения - время и модальность.
В ряде предложений между словоформами, выступающими в позиции подлежащего и С, имеет место формальное уподобление - координация (см.). Подлежащее и С. могут быть формально уподоблены друг другу в Р°Де. числе и падеже (Книга интересная: Здание новое; Лес густой), в роде и числе (Ученик читал; Картина написана; Ребенок болен), в числе и лице (Я читаю; Ты пишешь; Мы ждём; Они отдыхают), в числе и падеже (Сестра - инженер; Этот студент -староста; Книги новые), в числе (Псе рады; Места заняты; Школьники отдохнули), в падеже (Леса - это чистый воздух; Дети - будущее страны). В предложениях с формально уподобленными главными членами С. выражено спрягаемой формой глагола или именем в им. п. (Ученик читает; Сестра - врач; Погода прекрасная; Каждая встреча - это волнение). Подлежащее и С. могут быть и не уподоблены друг другу. В предложениях с неуподобленнымн главными членами С. может быть выражено именем в именительном или косвенном падеже, наречием или инфинитивом (Дозвониться - это проблема; Дети в школе; Телеграмма из Москвы; Жаловаться стыдно).
Различаются глагольное, именное и наречное С. Глагольное   С. может быть выражено спрягаемой формой глагола или инфинитивом (Он читает; Лес зеленеет; Птицы поют; Курить - здоровью вредить). В состав глагольного С. могут входить модачьные (см. Модальность) и фазовые глаголы, т. е. глаголы со значением начала, конца или продолжения действия (Он хочет читать; Она может спеть;  Они любят спорить;  Сын стал   работать;   Ребенок   начинает   ходить), а  также  модальные   и   фазовые   глаголы   одновременно (Он хочет учиться рисовать; Он перестал хотеть учиться рисовать). Именное С. выражено им. п. существительного, местоимения, прилагательного, числительного (.Сестра - врач; Хорошая учёба - главная задача; Погода тёплая; Эта книга твоя; Этот урок первый), а также кратким прилагательным, кратким причастием, компаративом, именем в косвенном падеже с предлогом или без предлога (Он весел; Мы знакомы; Письмо послано; Она умнее, чем брат; Сын высокого роста; Студенты в библиотеке). Наречное С. может быть выражено наречием с разными лексическими значениями (Учиться интересно; Брат дома).
В состав именного и наречного С. могут входить полузнаменательные глаголы, обозначающие бытие, выявление, обнаружение, называние, сохранение состояния, переход из одного состояния в другое: стать - становиться, сделаться - делаться, получиться - получаться, явиться - являться и др. (Погода делается холодной; Дочь становится взрослой; Работа кажется трудной; Звонок является сигналом; Сорвать цветок считается проступком). В тех случаях, когда в состав именного или наречного С. входит модальный или фазовый глагол, позицию полузнаменательного глагола может занимать инфинитив глагола быть (Он может быть смелым; Дочь хочет быть врачом; Они любят быть первыми). Как глагольное, так и именное и наречное С. могут принимать в свой состав краткие прилагательные со значением долженствования, возможности, необходимости (должен, намерен, обязан, готов), напр.: Он учится - Он должен (намерен, обязан, готов) учиться; Он отличник - Он должен (намерен, обязан, готов) быть отличником; Отец на работе - Отец должен (намерен, обязан) быть на работе.
В разг. и непринуждённой речи место С. может быть замещено целым предложением (Ученики — один лучше другого; Фильм - можно пять раз смотреть; Хорошая репутация - это когда тебе доверяют); в позиции С. могут использоваться также сочетания двух личных форм глагола (Соловей поёт — заливается; Они живут не ссорятся; Она смотрит улыбается; Друзья встретились наговорились). Традиционно С, состоящее из одного слова, называется простым, из двух слов -составным, из трёх и более — сложным.
В конкретных высказываниях позиция С. (как и позиция подлежащего) может быть не занята. В таких случаях С. восстанавливается из контекста: Отец пришёл? — Отец (т.е. Отец пришёл). Позиция С. может быть не занята также в конситуа-тивно не обусловленных реализациях предложений со С— глаголами со значением сообщения, речи, движения, конкретного действия, наличия, появления, начала или продолжения действия и нек-рыми другими (Я о деле; Друг всё о том же; Опять ты про старое; Дети спать; Мы обедать; Они домой; Фильм в семь часов; Поезд через час; Лекция - пятьдесят минут). В подобных предложениях позиция С. не занята, но его распространители присутствуют.