Словообразование - 1) образование слова на базе другого однокоренного слова (или слов), к-рым оно мотивировано (то есть выводится из него по смыслу и по форме).Диалектическая связь между синхронным и ди-ахронным С. состоит в том, что на каждом этане развития языка для возникновения новых слов по образцу (модели) тех или иных ранее образованных (старых) слов существенна не первоначальная словообразовательная структура этих старых слов, а их синхронная словообразовательная структура. Так, в совр. рус. языке в существительных, мотивированных существительными, высокопродуктивен суффикс -ник, представляющий собой исторически соединение суффикса относительных прилагательных -«- с суффиксом существительных -ик; суффикс этот появился в таких словах, как путник или цветник, синхронная словообразовательная структура к-рых, уже не совпадающая с первоначальной, послужила впоследствии образцом для возникновения других слов с суффиксом -ник прямо от основ существительных (напр., коровник, градусник).
Центральным понятием синхронного С. является понятие словообразовательной мотивации. Отношения мотивации устанавливаются между двумя однокоренными словами, одно из к-рых синхронически является с формальной и семантической точек зрения первичным, мотивирующим, исходным, а другое - вторичным, мотивированным,  выводимым из него.   Мотивированное слово - обычно более сложное по структуре основы, содержащей больше морфов (см.), чем основа мотивирующего слова. Всякое мотивированное слово бинарно (двучленно): оно состоит из двух частей - мотивирующей основы и форманта. Первая - та часть, к-рая является у него общей с мотивирующим словом (с учётом возможных морфонологическнх видоизменений, напр. чередований), вторая - та, к-рая отличает его от мотивирующего слова. Напр., в словах головка и водичка мотивирующая основа соответственно голов- (совпадающая с основой мотивирующего слова голова) и водич- (отличающаяся от основы мотивирующего водица только чередованием ц — ч); формант в обоих случаях — суффикс -х(о). Слова, мотивированные более чем одним словом, содержат сложную, комплексную мотивирующую основу, состоящую из двух (илн более) простых мотивирующих основ; напр., в слове мор-е-плава-тель сложная мотивирующая основа - мор-... плава- (основы мотивирующих слов море и плавать), а формант -интерфикс (соединительный аффикс) -е- н суффикс -тель.
Ряд однокоренных слов, находящихся в отношениях последовательной мотивированности, представляет собой словообразовательную цепочку, напр.: учить-— учитель-— учительница. Исходное слово цепочки - немотивированное; каждое последующее слово отличается от предшествующего только одним формантом. Одно и то же слово может выступать по отношению к одному однокоренному слову как мотивированное, а к другому - как мотивирующее (так. учитель по отношению к глаголу учить -мотивированное слово, а по отношению к слову учительница - мотивирующее). Совокупность словообразовательных цепочек с одним н тем же исходным словом представляет собой словообразовательное гнездо (см.), определяемое также как совокупность слов с тождественным корнем, упорядоченная в соответствии с отношениями словообразовательной мотивации.
Различаются два вида анализа структуры словообразовательно мотивированных слов: морфемный анализ (иногда называемый также морфологическим, в школьной практике - анализом слов по составу) и словообразовательный анализ. Первый предполагает выделение всех составляющих слово (в данной его словоформе, см.) морфов. Второй требует установления словообразовательной структуры слова: как минимум - выделения мотивирующей основы и форманта (напр., устарвл-ость), как максимум — указания всех предшествующих    звеньев    словообразовательной    цепочки,
напр.   в   «цепочечной»   записи   старый--ста-   501 ретъ — устареть -— устарелый -— устарелость; то же иногда передаётся  «скобочной» записью: {\у{стар-е) \л)ость.
Будучи особой сферой языка и самостоятельным разделом языкознания, С. тесно связано, с одной стороны, с лексикой (как источник попол нения языка новыми словами), с другой - с грамматикой, прежде всего с морфологией, с к-рой его сближает как общность морфемного механизма, так и многообразные проявления взаимозависимости морфологических и словообразовательных характеристик слов. Для рус. грамматической традиции характерно включение раздела «С.» в описательные грамматики. С. при этом рассматривается как система построения и образования слов определённых частей речи, мотивированных словами определённых частей речи.
Основная единица классификации словообразовательной системы языка — словообразовательный тип. Это схема построения слов определённой части речи, характеризующаяся общностью трёх признаков: части речи мотивирующих слов, форманта, словообразовательного значения. Напр., к одному словообразовательному типу относятся глаголы с суффиксом -ну(ть), мотивированные глаголами и обозначающие однократность действия, названного мотивирующим глаголом: прыгать - прыгнуть, свистеть - свистнуть и т.п. При характеристике словообразовательных типов существенную роль играют такие их признаки, как продуктивность (способность служить образцом для производства новых слов) или непродуктивность; семантические и формальные видоизменения общей схемы построения слов данного типа; стилистическая окраска слов и сферы их употребления. Более крупную, чем словообразовательный тип, единицу    классификации    представляет    собой способ     словообразования,   объединяющий ряд типов с тождественным видом форманта (префикс, суффикс и т.п.). Для совр. рус. языка    характерны   след.    основные    способы   С: суффиксальный      (учи-тель),      префиксальный (пере-писать). постфикгальный (мытъ-ся); смешанно-аффиксальные способы —  префиксально-суффиксальный    (за-столъ-н-ый),    префиксаль-но-постфиксальный    (раз-бежать-ся),   суффик-салыю-постфиксальный  (горд-и-ть-ся),  префик-сально-суффиксально-постфиксальный        (псре-шёпт-ыаа-ть-ся);   чистое   сложение  (последний компонент      равен      самостоятельному      слову: перв-о-источник),   суффиксально-сложный   способ (земл-е-проход-сц), сращение (отличается от сложения сохранением в структуре мотивированного слона синтаксической  связи  компонентов, входящих     в     мотивирующее     словосочетание: ума-лишенный),   аббревиация   (см.   Аббревиатура), а также усечение по аббревиатурному принципу (специалист - спец).  Разные способы С. играют при образовании слов разных частей речи неодинаковую  роль.  Так,  префиксация  и  постфиксация наиболее развиты в глагольном С, а суффиксация и особенно сложение более характерны для именного С. Особый аспект С. представляют собой м о р -фонологические явления - формальные преобразования основы мотивирующего слова в структуре мотивированного слова. Среди них -линейные преобразования: усечение основы (болта-тъ - болт-ливый, узк-ий — уз-ость), реже наращение (пе-тъ - пеа-ец), чередование (рука - руч-ной, разбирать - разбор-ка), совмещение морфов (лилов-ый - лиловатый, где отрезок -ое- принадлежит одновременно мотивирующей основе и суффиксу), перемещение ударения (зелёный — зелень с нулевым суффиксом, резать - вырезать). Морфонологические преобразования основы играют роль дополнительного, вспомогательного средства, сопровождающего формант.
Сведения о словообразовательных единицах содержались в различных грамматических описаниях рус. языка, изданных до Окт. революции 1917. Особенное теоретическое значение имела концепция И. А. Бодуэна де Куртенэ и его школы. Согласно этой концепции, с одной стороны, необходимо строго различать словообразовательные связи, имеющиеся в совр. языке, и реальный путь образования слов в прошлом, с другой стороны, рассматривать словообразовательные средства совр. языка в аспекте их продуктивности. Требование различать синхронный и диахроняый подходы к С. чётко сформулировано Ф. Ф. Фортунатовым. Н. В. Крушевский впервые в рус. науке поставил вопрос о системности С: «Всё то, что известно в грамматиках под общим именем словообразования, представляет массу систем, не настолько выделяющихся в необозримой массе слов, составляющих язык, чтобы быть замеченными при поверхностном наблюдении» («Очерк науки о языке», 1883). Взгляду на С. как на систему соответствовало стремление изучать как материальные и смысловые связи слов, содержащих общие морфемы, так и связи морфем внутри слова; установление этих связей способствует «обособлению морфологических элементов слова». Крушевским поставлен вопрос о классификации «разновидностей» этих элементов, рассмотрены фонетические разновидности корней, суффиксов и префиксов. В трудах М. М. Покровского описаны (частично на рус. материале) семантико-словообразовательные группы слов, для к-рых характерны регулярные изменения значения; эти работы важны для изучения различных видов словообразовательных значений.
До сер. 40-х гг. 20 в. рус. С. не было самостоятельным объектом изучения; в грамматических олнсаниях словообразовательный материал отсутствовал либо был представлен в неполном виде в морфологических разделах. Описание аффиксальных типов рус. именного С. впервые было дано в книге В. В. Виноградова «Современный русский язык» (в. 2, 1938), где эти типы рассмотрены в соответствии с морфологическими типами (родовой принадлежностью и типами склонения) аффиксальных слов. Этот подход к С. сохранён и в книге Виноградова «Русский язык. (Грамматическое учение о слове)» (1947; 3 изд., 1986). Г. О. Винокур, рассматривая отглагольные имена, продемонстрировал ряд приёмов анализа, получивших распространение в более поздних исследованиях: сопоставительный анализ разных средств выражения близких значений, семантических и формальных ограничений производящих слов, установление внеязыковых импульсов, способствующих возникновению мотивированных слов.
Начало нового этапа в изучении рус. С. связано с появлением статьи Винокура «Заметки по русскому словообразованию (1946), где изложены принципы синхронного словообразовательного анализа. Этот анализ осуществляется путём соотнесения мотивированного слова с «соответствующей первичной основой», связанной материально и семантически с изучаемым словом. В 1951-52 опубликованы статьи Виноградова, в к-рых на конкретном материале показаны связи С. с грамматикой и лексикологией и выявлена его специфика как самостоятельной научной дисциплины. Виноградов впервые дал классификацию системы способов («видов» или «типов», в его терминологии) рус. С. На его работах основаны словообразовательные главы в 1-м томе академической «Грамматики русского языка» (1952) и в курсе «Современный русский язык. Морфология» (1952), где дано более полное, чем в предшествующих трудах, описание С. существительных и прилагательных (в разделе Морфология), но словообразовательный материал глагола не был отчётливо отграничен от морфологического.
С резким увеличением интереса к С. после выхода академической «Грамматики русского языка» связано появление с сер. 50-х гг. многочисленных исследований, посвященных как описанию разных типов именного и глагольного С, так и разработке различных аспектов изучения словообразовательных отношений (работы Н. М. Шанского, Е. А. Земской, В. П. Григорьева, Б. Н. Головина, Н. А. Янко-Триницкой, П. А. Соболевой, Е. С Кубряковой, И. Г. Мн-лославского, А. Н. Тихонова, А. И. Моисеева,Е. Л. Гинзбурга, Р. С. Манучаряна и др.). В «Грамматике современного русского литературного языка» (1970) и в академической «Русской   грамматике»   (1980)   осуществлено   наиболее полное описание С. как системы словооб-разовательных типов в их взаимоотношении и взаимодействии: показаны иерархические отношения словообразовательных типов и подтипов, общих и частных словообразовательных значений; описаны морфонологические различия между мотивирующими и мотивированными словами.
В работах 60-80-х гг. поставлены многие новые для теории С. вопросы: эволюция С. и её внутриязыковые и внеяэыковые причины, соотношение морфемного и словообразовательного анализа, многие проблемы выделения значимых единиц в слове (проблема «степеней членимости» слова, дискуссия о внеморфемных асемантических элементах слова - «интерфиксах»), а также идентификации их (морфы и морфемы), морфонологические явления в С. и их соотношение, закономерности сочетаемости словообразователь ных морфем, словообразовательная мотивация и её виды, ряд общетеоретических проблем словообразовательной семантики, связи слов в словообразовательном гнезде, парадигматические и синтагматические связи между единицами С, номинационные аспекты С, особенности С. рус. разг. речи.