Словотворчество - процесс создания новых слов национального языка, пополнение словаря национального языка новыми словами, создаваемыми носителями языка с применением различных нормативных (см. Норма языковая) и индивидуальных средств словообразования (см ). В фактах С. и словопреобразования (изменения значений слов в речи) проявляется потребность в выходе за рамки стандартного словаря. Её испытывают прежде всего художники слова. Так, глубокое погружение в стихию С. может быть связано с особыми типами повествования. Напр., у М. Е. Салтыкова-Щедрина авторские неологизмы (см.) имеют яркую сатирическую окраску, у Н. С. Лескова произведениям, написанным в сказовой манере, они придают особый колорит, пестроту, весёлость, у Н. В. Гоголя неологизмы вообще представлены очень широко в произведениях разных жанров и стилей (см.). Однако в нек-рых индивидуально-авторских стилях в художественных произведениях С. практически отсутствует, ср. незаметный авторский неологизм в поэме А. А. Блока «Двенадцать»: «Оплечь ружейные ремни*. Но и обычные субъекты разг. и устной публичной речи, профессионального общения (см. Профессионализмы), носители жаргонов (см.) и т.п. более или менее свободно прибегают к С. Роль С. заметна в публицистике, критике и смеховой культуре, в истории терминологии, поэтической ономастике (см.), напр.: Болконский у Л. Н. Толстого, Не-кричихеостов у раннего А. П. Чехова, Колоко-ламск у И. Ильфа и Е. Петрова. Образцы детского С представлены в книге К. И. Чуковского «От двух до пяти» (21 изд., 1970).
Цели и задачи С. могут быть различными. Нередко, особенно у поэтов (и в «прозе поэтов»), оно приобретает характер художественного миротворчества, «эстетической гносеологии» (Д. С. Лихачёв), напр. у А. Белого. В отличие от него, броские окказионачизмы (см.) В. В Маяковского обычно решают конкретную художественную задачу данного текста. Независимо от того, насколько широко тот или иной автор пользуется приёмами С, различные стили языка сохраняют и используют авторские неологизмы: напр., в языке художественной лит-ры находим эпатажные словечки типа еуы или элюстра А. Е. Крученых, в публицистическом языке -слова коммуноид или чегоугодничатъ Р. В. Иванова-Разумника, а общелит. язык обогащается на-ходками вроде слов бездарь И. Северянина или заумь   (авторство   принадлежит   кругу   футуристов).
Совр. проблемы С наглядны в спорах вокруг творчества В. Хлебникова, идей А. И. Солженицына, практики рус. публицистики 80-90-х гг. 20 в. Культура С. у В. Хлебникова связана как с тем, что он запрещает себе использование греко-лат. корней (не абсолютно) и предлагает, напр., Международник вместо Интернационала, наимал вместо атома, так и е идеологией (творяне, сынечество, волыиевж, Главздрасмысел, лгавда, Ладомир, Зангсзи из слов Ганг и Замбези, предземшары, любеса и др.), а также с обшей логикой хлебпиковского С. {бобэоби, смеярышня, крылышкуя, золото-письмо, вружба, нехотяи и др.). Его смехач, уже встречавшийся ранее у А. М. Ремизова, но активно употреблявшийся именно Хлебниковым, дал в 20-х гг. название юмористическому журналу, воум - журналу верлибристов (поэтов, пишущих свободным стихом), к-рый выходит в 90-х гг. 20 в., а Ладомир в эти же годы - моек, научно-издательскому центру. С. у Солженицына тесно связано с просторечием (см.) и диалектным С. (см. Диалектизмы); как правило, трудно утверждать, что слова типа образованщина, недо-курок, безжирная (каша) и т.п. придуманы им, а не взяты готовыми в духе его идеи «Русского словаря языкового расширения» (1990) из словаря В. И. Даля или у других авторов (по мнению Солженицына, расширение словаря возможно за счёт забытых или полузабытых слов из истории или диалектов рус. языка). Перестроечная и постперестроечная публицистика и лит. критика 80-90-х гг. 20 в. перенасыщены С. на базе морфем зап.-европейских языков: прихва-тизация, реабилитанс, амбициоз, дсмобратия, нашизм, ивангардизм и т.п.; но ср. Сестер Г. Д. Гачева, катастройка, начхалъство, обол-живетъ и т.д., созданные на базе морфем рус. языка.