Стилизация - намеренное построение художественного, реже публицистического текста в полемических  целях  в соответствии с основными принципами, приёмами организации, использования языкового материала, присущими известному литературному направлению, школе, какому-либо жанру, официальному документу, индивидуальной манере какого-либо писателя, речевому обиходу определённой социальной среды, группы, исторической эпохи, к-рые избираются в качестве объекта имитации, при демонстрации, воспроизведении (и особой акцентировке, шаржировании в пародийных и сатирических текстах) его наиболее показательных или типичных внешних (речевых, отчасти композиционных) примет.
К С. прибегают в разных идейно-эстетических целях: при историческом повествовании, исследовании и воспроизведении народной жизни, жизни отдельных социальных слоев, в жанрах сатиры и юмора, при пародировании.
В зависимости от объекта имитации обычно выделяют С, ориентированную на фольклорные жанры (напр., стихотворения А. В. Кольцова, И. С. Никитина, А. К. Толстого, А. А. Прокофьева), народно-разг. речь («Вечера на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя, «Рассказы Ивана Су-дарева» А. Н. Толстого), индивидуальную манеру письма определённого автора («Бурыга» Л. М. Леонова, прозаические пародии А. И. Куприна). В зависимости от социально-культурного характера воспроизводимой речи различают С. социально-речевую (ориентация на язык определённой социальной среды), жанровую или стилевую (ориентация на наиболее яркие приёмы построения речи, средства выражения в том или ином жанре или стиле, напр. деловом, научном), историческую (воспроизведение наиболее характерных черт речевого обихода конкретной исторической эпохи).
Цели С. и объект имитации обусловливают нек-рые особенности композиционно-речевой организации стилизованного текста. Ориентация на народно-разг. речь предполагает форму сказа как имитацию монологической речи персонажа «из народа» или «рассказчика» (напр., у Н. С. Лескова, П. П. Бажова), к-рая может объединяться с ориентацией автора на фольклорные жанры, на их стилистику и поэтику. Такой вариант художественного повествования служит композиционно-речевой основой орнаментальной прозы (А. С. Неверов, A.M. Ремизов). Традиция сказа как особое стилевое направление в рус. лит-ре сложилась в творчестве Гоголя, В. И. Даля, Лескова, И Ф. Горбунова, в 20 в. продолжена Е. И. Замятиным, М. М. Зощенко, Леоновым, В. Я. Шишковым, В. И. Беловым, В. М. Шукшиным и др. Историческое повествование предполагает последовательное, тематически и эстетически мотивированное вкрапление в его композиционно-речевую структуру лексико-фразео-логических и грамматических историзмов и архаизмов, композиционных элементов текстов и документов описываемой эпохи. В целях юмористического и сатирического изображения речь в тексте строится на столкновении стилистически разнородных, полярных средств выражения в рамках «узкого» контекста (напр.. у Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Зощенко), к-рые в текстах нейтральной тональности не употребительны. В пародии отдельные, наиболее показательные черты «прототипного» стиля нарочиты, часто гипертрофированно выделены или преподнесены изолированно, что и создаёт предпосылки для «сниженного», юмористического или сатирического истолкования, обыгрывания основных или частных характеристик, примет пародируемого автора, текста (И. П. Мятлев, Д. Д. Минаев, А. Г. Архангельский, А. А. Измайлов).
При С. определённые речевые средства и приёмы их использования актуализируются. Напр., при социально-речевой С. на первом плане орфоэпические и лексико-фразеологические речевые средства, а также нек-рые грамматические особенности речи изображаемой социальной среды или персонажа известного общественного статуса. При жанровой С. на первом плане черты синтаксической организации имитируемых текстов, общие принципы композиционно-речевой структуры «прототипного» стиля.
С. как феномен лит. творчества появляется с развитием индивидуальных писательских стилей и сопутствующим ростом ощущения чужого стиля (Д. С. Лихачёв), в рус. лит-ре - с нач. 19 в. Достаточно широкое распространение С. получает в лит-ре нач. 20 в. (проза В. Я. Брюсова, М. А.  Кузмина, С. А. Ауслендера и др.).
С. называют и воспроизведение в художественном тексте разг. речи (в драматургических текстах, в художественной прозе - чаще в речи персонажей). Будучи способом типизации лит. об раза, речь персонажей представляется не «зеркальной», стенографической записью живой (спонтанной, ситуативной, диалогической) разг. речи, а отражением её наиболее типичных свойств.