СТИЛЬ (от лат. stilus, stylus - остроконечная палочка для письма) - общественно осознанная, объединённая определённым функциональным назначением система языковых элементов внутри литературного языка (см.), способов их отбора, употребления, взаимного сочетания и соотношения; функциональная разновидность, или вариант, литературного языка; по В. В. Виноградову - «функциональный стиль» (ФС). Данное понятие является центральным, базовым при дифференциальном делении лит. языка, своего рода точкой отсчёта для таких соотносительных со С. понятий (категорий), как подстиль, речевой жанр (варианты С.), функционально-стилевая сфера (ФСС). С- одно из фундаментальных понятий стилистики (см.) и лит. языка.
Понятие С., или ФС, постепенно становится традиционным: обычно С. называют научную, публицистическую, официально-деловую речь (научный С, публицистический С, официально-деловой С). Синонимами терминов «С», «ФС» выступают более общие номинации -функциональная разновидность, функциональный вариант, реже - функциональный тип.
Функционально-стилевая система совр. рус. лит. языка многомерна, т. е. его функциональные разновидности выделяются по разным основаниям. Напр., научный, официально-деловой, публицистический С. выделяются при ориентации на соответствующие сферы человеческой деятельности (наука, законодательство и делопроизводство, политика), к-рые они «обслуживают». Конституирующим фактором для устной публичной речи (см.), выполняющей функции, во многом аналогичные только что названным С, является «ус-тность». Кроме того, составляющие функционально-стилевую систему лит. языка функциональные разновидности неодинаковы по своей значимости в речевой коммуникации и по охвату ими языкового материала.
Общей основой С. или функциональных разновидностей, является совокупность базовых параметров (для каждого С. выступающих в той или иной комбинации): социальная задача речевого общения, ситуация речевого общения (официальность/неофициальность), характер коммуникации (массовая, групповая, межличностная), форма реализации (устная/письменная речь). Напр., для устной публичной речи социальной задачей общения является публичность «говорения» па темы науки, права, политики, эта речь реализуется в ситуации официальности, в условиях групповой коммуникации, в устной форме. Кроме того, в основе каждого С. (вообще функциональной разновидности) лежит также единый конструктивный принцип или стилеобразуюший фактор экстралингвистического характера, к-рый определяет принципы отбора и способы сочетания средств выражения в данной функциональной категории, организует их в систему. Так, для публицистического С. устанавливается в качестве единого конструктивного принципа чередование экспрессии и стандарта (В. Г. Костомаров).
Наряду со С. выделяется ФСС. Это понятие соотносительно с понятием С. и аналогично ему.
Если функционирование С. в лит. языке обусловлено специализированными задачами речевого общения, то ФСС характеризуется совокупностью таких социальных задач речевой коммуникации. ФСС может объединять ряд С. Соотносительность данных понятий наглядно демонстрирует исторически сложившаяся дифференциация в такой ФСС, как книжная речь (см.). В книжной речи обычно выделяют в качестве её разновидностей публицистический стиль (см.), научный стиль (см.), официально-деловой стиль (см.), язык художественной литературы (см.), устную публичную речь, язык радио, язык кино, телевизионную речь.
ФСС может пониматься и как нек-рая группировка разновидностей лит. языка, объединяемых к.-л. общим для них фактором. Напр., письменная речь — ФСС, объединяющая научный, официально-деловой, публицистический С, язык художественной лит-ры и эпистолярный С. (см. Разговорная речь); воздействующая речь — язык радио, кино, телевизионная речь, язык художественной лит-ры, устная публичная речь. Реальное существование этих и других ФСС отражает сложность и многоплановость функционально-стилевой системы совр. лит. языков, в т. ч. рус. лит. языка.
Функционально-стилевая система, как и сами С,— явление, исторически изменяющееся. Изменяются принципы выделения С, их взаимное соотношение и степень обособленности друг от друга (ср. систему стилей, сложившуюся в 18 в. и в послепушкинский период истории рус. лит. языка), меняется материальный состав С, их внутренняя организация в рамках одного периода развития лит. языка, как, напр., в рус. лит. языке 2-й пол. 19 в. и в 20-90-х гг. 20 в.
В аспектах стилистики термин «С.» употребляется также в связи с жанровой дифференциацией функциональных разновидностей, напр. С. деловых бумаг, С. передовой статьи, очерка, репортажа (в рамках публицистического С), С. романа, рассказа, басни, баллады (в языке художественной лит-ры). Индивидуальную манеру письма писателя называют индивидуально-авторским С, или С. писателя. По характеру заключённой в языковых элементах экспрессии выделяются С. экспрессивные; обычно выделяют: торжественный (риторический), официальный, фамильярный, шутливый (юмористический), сатирический С. Эти С. определяются на фоне нейтрального С, т.е. такой речи, к-рая лишена экспрессии. Вопрос о том, представляют ли экспрессивные С. определённые системы языковых элементов, лингвистами решается по-разному.
Термин «штиль» появляется в рус. языке в кон. 17 в. Термин «С.» в других значениях и осмыслениях употребляется в литературоведении, искусствоведении, эстетике.