Суффикс (от лат. suffixus — прикреплённый) - аффикс (см.), находящийся в составе простой основы (см.) между корнем и флексией. В словоформах (см.) рус. языка выделяются последовательности от одного до трёх С. (ср., напр., рез-к-а с одним С, хор-ист-к-а с двумя и устар-е-л-ость с тремя С). С. могут быть словообразовательными (служащими для образования отдельных слов) и словоизменительными (служащими для образования форм слова). Большинство С. в рус. языке - словообразовательные. Словоизменительными являются С. сравнительной и превосходной степени (сильн-ее, сильн-ейш-ии), прош. времени (нес-л-а), инфинитива (нес-ти), причастий (нес-ущ-ий,  нёс-ш-ий,  принес-ённ-ый) и деепричастий (гляд-я, написа-вши); в редких случаях словоизменительные С. выступают в тех или иных формах склонения - напр., в формах ед. ч. (горожан-ин, ср. горожан-е), мн. ч. (братья [брат'-j-a ], ср. брат; ср. также хоэя-ин и хозя-ee-a), рода (ср. об-о-их и об-е-их).
Как словообразовательное средство С. выступает в суффиксальном (читать - читатель), префиксально-суффиксальном (воля - безвольный), суффиксально-постфиксальном (гордый -гордиться), нрсфиксально-суффиксально-пост-фиксальном (шептать - перешёптываться) и суффиксально-сложном (говорить — громкоговоритель) способах словообразовании, иногда также в сочетании со сращением (см.).
Основная особенность С. как словообразовательного средства, в отличие от приставки (см.) и постфикса (см. во 2-м значении), состоит в том, что С. присоединяется не к целому производящему слову, а к производящей основе, к концу её. Непосредственно предшествуя окончанию, словообразующий С. тесно связан с ним. Образование слона посредством С. означает одновременно и отнесение этого слова к определённому грамматическому классу (части речи), определённому типу склонения или спряжения. Эта функция С. называется классифицирующей. Напр., с помощью С. -мель от глагольных основ образуются имена существительные только муж. рода 1-го склонения (читатель, глушитель), а С. -ств(о) образует от основ разных частей речи существительные ср. рода (удалой — удальство, колдовать — колдовство). Вместе с системой флексий производного слова С. составляет единое словообразовательное средство. Поэтому производные слова с С. часто относятся к другим частям речи или к иным типам словоизменения по сравнению с производящим словом (ср.: носить - носильщик, отец - отцовский, лентяй -лентяйка).
Однако есть и такие С. (их немного), для к-рых характерна способность относить слова к разным типам склонения и даже к разным частям речи Таковы, напр., С. -л- в отглагольных существительных типа запевала, зубрила (в словах со значением лица) и точило, мерило (в существительных неодушевлённых); С. -ишк- в существительных типа братишка, службишка (в словах муж. рода одушевлённых и жен. рода) и домишко, пальтишко (в словах муж. р. неодушевлённых и ср. р.); С. -ёхоньк-, выступающий в прилагательных (здоровёхонький) и наречиях (ранёхонько).
Суффиксальный способ используется при образовании слов разных частей речи. Особенно широко развито суффиксальное образование имён существительных и прилагательных. По значению С. чрезвычайно разнообразны: нек-рьге по значению близки к приставкам, т. к. они выражают дополнительные оттенки значения, добавляющиеся к значению производящего слова (словообразовательная модификация), напр.: С. -оват-со значением ослабленной степени качества (.белый - беловатый); С. субъективной оценки — уменьшительно-ласкательные, уничижительные, увеличительные (дом - домик, домишко, домище); С. лица женского пола (учитель - учительница); С. однократного действия -ну- (прыгать - прыгнуть) и т. п. Все подобные С. образуют слова той же части речи, что и их производящие. Особое место среди них занимают т. н. С. стилистической модификации, образующие стилистически окрашенные (как правило, сниженные, в разной степени экспрессивные) синонимы производящих слов (картофель — картошка, мальчик — мальчуган, штука - штуковина и штукенция, простой - простецкий, нарочно - понарошку).
Значительно больше таких С, к-рые образуют слова, обозначающие совсем новые понятия по сравнению с производящим словом (словообразовательная мутация), напр.: С. существительных со значением производителя действия (учить — учитель), носителя признака (старый - старик), помещения (хранить — хранилище), жителя населённого пункта (Ростов - ростовчане); С. относительных прилагательных с общим значением отношения к предмету, явлению (гора -горный, берёза — берёзовый, город — городской); С. отымённых глаголов со значением становления признака (седой - седеть), проявления признака (подлый - подличать) и др.
Существуют С, к-рые образуют слова, отличающиеся от производящих слов только грамматическим значением части речи, т. е. выполняющие чисто транспозиционную функцию. С помощью таких С. образуются, напр., существительные со значением признака (смелый - смелость), действия (выжимать - выжимание). К ним относятся также С, переводящие слово из класса прилагательных в класс наречий и наоборот (быстрый - быстро, певучий — певуче, вчера - вчерашний).
Среди словообразовательных С.   широко  развита омонимия.  Ср.,  напр.,  С.  -к(а) в существительных со значением действия (варка), носителя  признака  (плетёнка),  уменьшительно-ласкательным (головка), «женским» (пассажирка).