Сценическая речь - звуковая реализация актёрами языка художественной литературы на театральной сцене, в кино, в теле- и радиопередачах, являющаяся важным выразительным средством их игры и ориентированная иа устойчивые орфоэпические нормы литературного языка. С. р. состоит из ряда компонентов: речевых характерологических средств (средств речевой характеристики персонажей), речевого фона, средств экспрессивной, эмоциональной передачи речи персонажей и др.
С. р. опирается па нормированное лит. произношение (см. Норма) и удерживает нек-рые архаичные орфоэпические черты, к-рыс постепенно утрачиваются в живом лит. произношении, напр. чёткое звучание гласного е в безударных слогах. Орфоэпические явления, бывшие основной нормой в 19 - нач. 20 вв., до последнего времени культивируются в С. р. для того, чтобы не терялась связь с языком лит-ры и поэзии прошлых столетий. Такими особенностями являются: ориентация на твёрдое произношение согласного с в возвратных частицах (постфиксах) глаголов --сь, -ся (взял\са\, закрь1ли[с\), произношение безударных окончаний прилагательных муж. рода ед.ч. -кий, -гий, -хий, как если бы было написано -кой, -гой, -хой, т.е. чут[къ\й слух, тонкон6[гь\й олень, вёт\хъ]й домишко, смягчение согласного р в словах верх, первый, четверг (вё[р' \х, пё[р']вый, четвё[р']г). ассимилятивное смягчение нек-рых согласных (се[л'г']ы, вё[т'в']и) и ряд др.
Речь персонажей представляет собою стилизацию живой  речи  и включает  в себя  вес стили произношения, свойственные живой речи во всем её многообразии. Она опирается на лит. произношение и на интонацию разг. речи.
Произношение большинства действующих лиц исполняемого произведения составляет речевой фон, к-рый в большинстве случаев строится на лит. произношении. Однако иногда речевым фоном может быть произношение диалектное (спектакли «Виринея» Л. Н. Сейфуллиной и В. П. Правдухина в Театре им. Евг. Вахтангова, «Без креста» по повести В. Ф. Тендрякова «Чудотворная» в театре «Современник») или передающее нерус. акцент (напр., в спектаклях «Я, бабушка, Илико и Илларион» Н. Думбадзе и Г. Лордкипанидзе d Санкт-Петерб. Большом драматическом театре им. Г. А. Товстоногова, «Ха-нума» А Цагарели в том же театре). На единообразном  речевом фоне любое отклонение от
него, используемое актером для речевой характеристики персонажа, становится более отчётливым и выразительным.
Средствами экспрессивной и эмоциональной передачи речи персонажа являются интонация, эмфатическое ударение, отчётливое произношение безударных гласных, темп речи, ритм, пауза и др.