Уровни языка - некоторые «части» языка; подсистемы общей системы языка (см. Система языковая), каждая из к-рых характеризуется совокупностью относительно однородных единиц и набором правил, регулирующих их использование и группировку в различные классы и подклассы. Можно выделить след. основные У. я.: фонемный, морфемный, лексический (словесный), синтаксический (уровень предложения). Уровнеоб-разующими свойствами обладают только те единицы языка, к-рые подчиняются правилам уровневой сочетаемости, т. е. обладают способностью вступать в парадигматические и синтагматические отношения только с единицами того же У. я. Единицы разных уровней обладают качественным своеобразием (обнаруживают новое качество). С единицами других У. я. единицы к.-л. одного уровня вступают только в иерархические отношения типа «состоит из ...» или «входит в ...». Так, фонемы могут образовывать классы и сочетаться в речевой цепи с фонемами, морфемы в парадигматике и синтагматике сочетаются только с морфемами, слова - только со словами. В то же время фонемы входят в звуковые оболочки морфем, морфемы - в слова, слова - в предложения, и наоборот, предложения состоят из слов, слова - из морфем и т.д. Группировки единиц языка внутри уровней, напр фонем (гласные и согласные), морфем (корневые, аффиксальные и др.), слов (знаменательные, служебные, производные, простые, части речи и др.), не являются уровнеобразующими.
Картина уровневой организации языка значительно усложняется, во-первых, за счёт возможных комбинаций единиц одного У. я., не ведущих к образованию единиц другого уровня, и, во-вторых, за счёт существования единиц языка в абстрактной и конкретной формах (ср. «эмические» единицы — фонема, морфема и т. д. и «этические» единицы - фон, морф и др.). В ряде работ проводится мысль, что эмические единицы, напр. фонема, морфема, и этические единицы, напр. фон (аллофон) и морф (алломорф), должны рассматриваться как единицы, принадлежащие к разным У. я. Между тем эмическая и соответствующая ей этическая единицы представляют собой одну и ту же единицу языка, но рассмотренную либо в абстрактной форме, как название класса [напр., морфема — класс морфов (алломорфов)], либо в конкретной форме, как отдельный представитель этого класса (напр., морф, или конкретная морфема). Эти единицы не обнаруживают разных способов сочетаемости. Они принадлежат одному и тому же объективному У. я. в онтологическом смысле, но могут входить в сферу разных «уровней анализа». Комбинации уровневых единиц — комбинации фонем (фонов) в слогах, образование производных и сложных основ  из  морфем  (морфов),  словосочетаний  из
слов и др. - не обнаруживают нового качества, 579 но сохраняют правила уровневой сочетаемости, присущие исходным единицам. Напр., основа, как и морфема, - синтаксически несамостоятельная часть слова: она сочетается с морфемами, напр. с окончаниями, непосредственно; единственное отличие основы (сложной) от морфемы - степень сложности. Хотя степень сложности обычно характеризует единицы разных У. я., но это не обязательный, всегда различающий единицы разных У. я. признак. Слова обладают разной степенью сложности, но принадлежат одному У. я. Главным отличием единиц разных У. я. является их качественное своеобразие, проявляющееся в особенностях уровневой сочетаемости. В отдельных случаях в одной звуковой форме могут совпасть единицы разных У.я., качественно отличные друг от друга (ср. указанное А. А. Реформатским совпадение в лат. i 'иди' предложения, слова, морфемы и фонемы).
У. я. - не изолированные друг от друга «участки» языка. Они в силу иерархических отношений теснейшим образом связаны и характеризуют объективное устройство языковой системы. У. я. в онтологическом смысле следует отличать от «уровня анализа» языка - фаз, или этапов, рассмотрения языка В лингвистической практике уровни онтологический и операционный («уровень анализа») нередко смешиваются, хотя между ними нет прямого соответствия. Уровень анализа соответствует У. я. только при строго «поуров-невом» рассмотрении языка, что при изучении языка не является обязательным «Уровни анализа», будучи этапом рассмотрения языка, зависят от целей и задач исследования, т. е. во многом определяются точкой зрения исследователя на изучаемый объект.