Учебники русского языка. В Древней Руси для обучения грамоге использовались богослужебные книги («Псалтырь», «Часослов» и др.), к-рые служили и учебником грамоты, и книгой для чтения. Эти руководства были рукописными и содержали описание слав, грамматики. В 15-16 вв. были известны рукописные грамматики церк.-слав. языка Иоанна Дамаскина «Книга философская о осмих частех слова» (т. е. о частях речи) и грамматика, составленная в 1522 Дмитрием Толмачом по образцу «Грамматики» Доната (римского грамматиста 4 в.).
Первым печатным учебником слав, грамоты была Азбука (букварь) Ивана Фёдорова (1574), написанная кириллическими буквами. В основу Азбуки положен распространённый в то время бук-вослагательный метод обучения грамоте. Она состояла из двух частей: собственно азбуки (алфавит, слоги, простейшие примеры правописания и нек-рые грамматические сведения) и текстов дчя чтения нравственного и воспитательного характера (молитвы, извлечения из притч, наставления и т.д.). Многие печатные и рукописные азбуки (буквари), созданные в 17 в., в т. ч. буквари Василия Бурцева (1634), Симеона Полоцкого («Букварь языка словенска...», 1679), Ка-риона Истомина («Букварь славянороссийских писмен...», 1694), сохраняли построение Азбуки Ивана Фёдорова. Карион Истомин, отстаивая передовые педагогические взгляды того времени, создал также иллюстрированный букварь, в к-ром не было ни религиозных текстов, ни назидательных наставлений.
В 16-18 вв. появляется несколько печатных грамматик, наиболее известными из к-рых были
«Грамматика словенская» Лаврентия Зизания 583 (1596) и «Грамматики словенскЫ правилное синтагма» Мелетия Смотрицкого (1619). Подражая греко-лат. образцам, нек-рые из этих грамматик излагали учебный материал в форме вопросов и ответов. По традиции грамматики состояли из четырёх частей: правописание, припевание (просодия), правословие (этимология) и сочинение (синтаксис). В «Грамматике славянской в крат-це...» ф. Максимова (1723) и в грамматике BE. Адодурова (1731) делается попытка отойти от ст.-слав. речи и приблизиться к русской.
«Российская грамматика» М. В. Ломоносова (1755) была первой научной грамматикой рус. языка. Она состояла из шести наставлений описательно-нормативного характера: о человеческом слове вообще, о чтении и правописании российском, об имени, о глаголе, о вспомогательных или служебных частях слова, о сочинении частей слова. Под влиянием «Российской грамматики» в кон. 18 - нач. 19 вв. составлялись грамматики рус. языка: «Российская универсальная грамматика или вообще письмословие...» (1769), «Грамматика Российская...» Н. Курганова (1769), переиздававшаяся под названием «Письмовник...»; «Краткие правила российской грамматики ... для гимназий» (1771) и «Обстоятельная российская грамматика» А. А. Барсова (1783-88). получившая распространение в рукописи, и др. Все эти руководства состояли из четырёх частей (правописание, словопроизнодстпо, словосочинение и слогоударение). В нек-рых учебниках (Барсова) давались небольшие методические указания.
В нач. 19 в. в России по образцу, распространённому в Зап. Европе, появилась всеобщая (философская) грамматика, к-рая содержала общие сведения о языке, о происхождении речи и письма, об отношении слов к понятиям, о различных грамматических категориях (таковы грамматики Н. И. Язвицкого, 1810; И. Орнатовского, 1810; И. Ф. Тимковского, 1811; Л. Г. Якоба, 1812, и др.). Всеобщая грамматика, опиравшаяся на начала формальной логики, была непригодна для учебных целей, и в кон. 20-х гг. 19 в. от неё отказались. Отдельные её положения находили отражение в учебниках, создававшихся в сер. 19 в. Большим признанием в это время пользовались «Практическая русская грамматика» Н. И. Греча (1827), содержащая в основном правила правописания с примерами, а также «Русская грамматика... полнее изложенная» и «Сокращённая русская грамматика» А. X. Востокова (обе 1831). Две последние составили этап в развитии рус. грамматической мысли.
В сер. 19 - нач. 20 вв. У. р. я. создавались под влиянием направлений, возникших в языкознании: логико-грамматического, психологического и формально-грамматического. У. р. я. логико-грамматического направления, влияние к-рого на школу было особенно сильным, на первый план выдвигали смысловую сторону языка и речи, что было важно для развития логического мышления учащихся. Изучение грамматики в них начинается с предложения; морфология тесно связана с синтаксисом. Однако эти учебники часто смешивали логические категории с грамматическими, а иногда подменяли их. Эти учебники по содержанию и структуре были неоднородны. Одни из них включали только теоретический материал по грамматике с перечислением правил правописания - учебники К. Г. Говорова (1862), А. И. Кирпичникова и Ф. А. Гилярова (1867), Л. И.  Поливанова (1874), К. А. Козьмина (1884),
A. Г. Преображенского (1885), П. В. Смирновского (1885-88) и др. Другие давали также тексты для разбора и упражнения, гл. обр. направленные на выработку у школьников правописных навыков,- учебники П. М. Перевлесского (1854-55), К. Ф. Петрова (1880, 1882), Ф. X. Абрамен-ко (1907) и др. Среди учебников этого направления особое место занимают «Опыт исторической грамматики русского языка для средних учебных заведений» Ф. И. Буслаева (1858), к-рый, принципиально отличаясь от принятых в то время школьных руководств, исторически освещает разные стороны грамматического строя рус. языка, а также «Родное слово. Год третий. Первоначальная практическая грамматика с хре-стоматиею» К. Д. Ушинского (1870), где содержится практическая грамматика, в т. ч. разбор предложений н целых произведений, и «грамматическая хрестоматия». Способ изложения учебного материала - наблюдение над грамматическими законами.
У. р. я., составленные представителями психологического направления, пытались связать преподавание научного синтаксиса с психологией и историей рус. языка. Уделяя большое внимание синтаксису, эти учебники в основном были рассчитаны на учащихся старших классов -учебники А. А. Дмитревского (1881), Д. Н. Ов-сянико-Куликовского (1912), Е. Ф. Будде (1913) и др.   К  ним  примыкают учебные руководства
B. И. Харциева (1909) и С. А. Новиковой (1909), к-рые не содержат правил и определений: путём специально подобранных примеров, вопросов и задач учащихся подводят к грамматическим выводам. Большого влияния на преподавание рус. языка в школе психологическое направление не оказало.
Учебники, отражавшие формально-грамматическую точку зрения на язык, получили широкое распространение   в   20-х  гг.   20  в.   -   учебники
C.   Горового     (1922),      П. А. Дуделя     (1924),
A.M. Пешковского (1925, 1926), СИ. Абакумова (1923, 1929 и 1930). Ф. А. Фридлянд, Е. Г. Шалыт (1924), А.Б.Шапиро (1925), Д. Н. Ушакова (1926) и др. Различные по содержанию, структуре и характеру изложения материала, они включали в основном грамматику, орфографию, пунктуацию, а в нек-рых случаях -развитие речи. В грамматике изучались формы слова и структура предложения: раздел «Части речи» начинался с предлога и союза. Орфография и пунктуация не связывались с грамматикой. Основным способом изложения учебного материала был метод наблюдения над языком.
Нек-рые учебники представляли собой синтез логико-грамматического и формального направлений. Таковы грамматики Н. К. Кульмана (1913), Е. Б. Соколова (1917), Н. С. Державина (1918), В. В. Данилова (1923), Н. Н. Дурново (1924) и др.
В 30-х гг. встала задача подготовки стабильных учебников, соответствовавших новым учебным программам, новым целям и задачам обучения и воспитания учащихся. Первыми стабильными учебниками были: Афанасьев П. О., Шапошников И. Н., «Учебник русского языка для начальной школы. (Грамматика и правописание)», ч. 1 - 1-2-й год обучения, ч. 2 - 3-4-й год обучения.
Учебники для начальной школы (Н. А. Костина; В. Г. Полякова и В. М. Чистякова; М. Л. За-кожурниковой и Н. С. Рождественского), несколько изменённые по структуре, объему учебного материала, оставались по своим принципиальным установкам близкими друг другу. Учебник Шапиро «Грамматика» (первый стабильный учебник для средней школы) по традиции состоял из двух частей: систематического изложения курса грамматики, орфографии и пунктуации и упражнений. Трудность нек-рых грамматических определений, однообразие упражнений, отсутствие заданий по развитию речи привели к замене этого учебника в 1938 учебником С. Г. Бархударова «Грамматика русского языка» в двух частях (ч. 1 в соавторстве с Е. И. Досы-чевой), с 1944 выходившим под ред. академика Л. В. Щербы.
Усиление практической направленности в изучении школьных предметов привело к созданию в 1953 стабильного учебника С. Г. Бархударова и СЕ. Крючкова («Учебник русского языка», ч. 1 — Фонетика и морфология для 5—6-х классов, ч. 2 - Синтаксис для 6-8-х классов), использовавшегося в школе в 1954-70. В нём была сокращена теоретическая часть и увеличен практический материал - упражнения. В отличие от предыдущих, этот учебник в основном был построен на логико-грамматической основе, большое внимание в нём уделялось изучению словосочетаний, словообразования, лексики, гл. обр. трудной в орфографическом отношении. В связи с введением в общеобразовательную школу новых учебных программ в кон. 60-х -нач. 70-х гг. были подготовлены новые учебники: Закожурникова М.Л., Костенко Ф. Д., Рождественский Н. С, «Русский язык» для 1-го класса (1965) и для 2-го класса (1969); Закожурникова М. Л., Кустарёва В. А., Рождественский Н.С., «Русский язык» для 3-го класса (1970); Ладыженская Т. А., Баранов М.Т., Григорян Л. Т., Кулибаба И. И., Тростенцова Л. А., «Русский язык» для 4-го (ныне для 5-го) класса (1970); Баранов М.Т., Григорян Л. Т., Кулибаба И. И., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А., «Русский язык» для 5-го (ныне для 6-го) класса (1969) и для 6-го (ныне для 7-го) класса (1972); Бархударов С. Г., Крючков С. Е., Максимов Л. Ю., Чешко Л. А., «Русский язык» для 7-8-х (ныне для 8-9-х) классов (1973).
Учебники для начальных классов включают материал по грамматике, по расширению словарного запаса учащихся, по произношению, правописанию и развитию связной речи. Основную часть этих учебников составляют разнообразные упражнения. При изложении учебного материала использованы методические приёмы: анализ и синтез, аналогия и противопоставление, индукция и дедукция.
Учебники для средней школы направлены на изучение рус. языка «во всей совокупности его проявлений» (А. А. Шахматов) как определённой системы знаний о языке. Они учат мыслить, развивают познавательную активность и творческие способности учащихся. В основу этих учебников положен структурно-семантический принцип изложения учебного материала. Для старших классов используется «Пособие для занятий по русскому языку» В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л. А. Чешко (1952).
С нач. 90-х гт. в школе используется параллельный учебник из трёх книг (т. н. учебный комплекс под ред. В. В. Бабайцевой): кн. 1 («Русский язык. Теория», 1993) написана Бабайцевой и Л. Д. Чесноковой, кн. 2 («Практика. Сборник задач и упражнений», 1995) составлена Ю. С. Пичуговым, кн. 3 по развитию речи («Руская речь», 1995) написана Е. И. Никитиной.
Учебники рус. языка для национальной школы. В дореволюционной России рус. язык в нерус. школах использовался как одно из средств русификации национальных меньшинств. Большинство народов России (значительная часть тюркских, финно-угорских, иранских и кавказских народов, а также народов Крайнего Севера) не имело своей письменности. При обучении рус. языку использовались учебники для рус. школ (Д. И. Тихомирова, Л. И. Поливанова, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого и др.). Немногочисленные учебники рус. языка для национальных школ в основном создавались под влиянием практики составления аналогичных учебников для рус. школ. Распространёнными в то время были учебники: «Русское слово или классное руководство к русскому языку для грузинских школ» Я. С. Гогебашвили (ч. 1-2, 1887); «Самоучитель русской грамоты для киргизов» Н. И. Ильминского (1861); «Русская азбука для первоначального чтения в русском языке» Каюма Насыри (1889) для тат. школ и др.
В 20 в. рус. язык всё шире стал использоваться как язык межнационального общения. Многие ранее бесписьменные народы создали свою письменность, получили возможность учиться на родном языке. Были созданы комплекты учебников по рус. языку для каждой из национальностей с опорой на родной язык (учёт фонетических и грамматико-орфографических особенностей рус. языка по сравнению с родным языком). Ведётся систематическая работа по дальнейшему научному и методическому совершенствованию содержания учебников.