Фигуры речи, риторические фигуры, стилистические фигуры, - в широком смысле: любые языковые средства, включая тропы (см.), придающие речи образность и выразительность; в узком смысле: синтагматически (см. Синтагматика) образуемые средства выразительности. Ф. р. (в узком смысле) могут быть разделены иа семантические и синтаксические. Семантические Ф.р. образуются соединением слов, словосочетаний, предложений или более крупных отрезков текста. К ним относятся сравнение (см.), климакс, антиклимакс, зевгма, каламбур (см.), антитеза (см.) и оксюморон. Климаксом (восходящей градацией, нарастанием) называется Ф.р., состоящая из двух или более значимых единиц, размещённых по возрастающей интенсивности (Я вас прошу, я вас очень прошу, я вас умоляю). Антиклимакс (нисходящая градация) - Ф. р., обратная климаксу, она создаёт комический эффект путём нарушения принципа «нарастания», лежащего в основе климакса: понятие, объективно незначительное, следует за более значительными понятиями: «Дама, не боящаяся самого дьявола и даже мыши» (М. Твен); Это ложь и не совсем так. Термин зевгма употребляется в двух значениях: 1) синтаксический приём экономии языковых средств, состоящий в том, что слово, образующее однотипные сочетания с несколькими разными словами, фигурирует в высказывании только один раз - в начале, в середине или в конце высказывания. Соответственно различают протозевгму (Один ведёрком черпает, другой - шапкой, третий -горстями), мезозевгму (Один - ведёрком, другой шапкой черпает, третий - горстями), гипозев-гму (Один - ведёрком, другой - шапкой, третий горстями черпает); 2) Ф. р., создающая юмористический эффект в силу грамматической или семантической разнородности и несовместимости сочетаний, образующихся способом, указанным в 1-м значении: Он пил чай с женой, с лимоном и с удовольствием; Шёл дождь и три студента, первый - в пальто, второй - в университет, третий — в плохом настроении. Оксюморон - семантическая Ф.р., состоящая в приписывании понятию несовместимого с этим понятием признака, в сочетании противоположных по смыслу понятий, к-рое представляется абсурдным, но на деле вскрывает противоречивую природу объекта описания: живой труп, молодые старички, спеши медленно.
Синтаксические Ф.р. образуются путём особого стилистически значимого построения словосочетания, предложения или группы предложений в тексте. В синтаксических Ф. р. главную роль играет синтаксическая форма, хотя характер стилистического эффекта в значительной мере зависит от лексического (смыслового) наполнения По количественному составу синтаксических конструкций различаются «фигуры убавления» (эллипсис, см., апосиопеза, просиопеза, апокойиу, асиндетон, т. е. бессоюзная связь) и «фигуры добавления» (повтор, анадиплозис, пролепса, по-лисиндетон, или многосоюзие).
Апосиопезой (апозиопезисом) называется умышленно не завершённое высказывание (в терминологии старых риторик «фигура умолчания»), напр.: Вот он вернётся и тогда... Просиопеза (прозиопезис) - это опущение начальной части высказывания, гл. обр. начального слова в устойчивом словосочетании (напр., употребление отчества Кузьмич, Лукинична вместо имени и отчества Иван Кузьмич, Мария Лукинична). Апокойну - свойственное разг. речи объединение двух предложений в одно высказывание, содержащее общий член (напр., подлежащее: Там сидит человек тебя ждёт).
Анадиплозис (эпаналепсис, подхват) представляет собой Ф. р., построенную таким образом, что слово или группа слов, заключающая сегмент текста (предложение, стихотворную строку), повторяется в начале след. сегмента: «Придёт оно, большое как глоток,- Глоток воды во время зноя летнего» (Рождественский). Пролепсой (про-лепсисом) называется Ф. р., состоящая в одновременном употреблении существительного и заменяющего его местоимения: Кофе-то, он горячий; Иванова и Сидорова — этих мы позовём.
По расположению компонентов синтаксической конструкции выделяют различные виды инверсии (см.). Расширение функции синтаксической конструкции лежит в основе риторического вопроса (см.). На взаимодействии (уподоблении или расподоблении) структур синтаксических конструкций, совместно встречающихся в тексте, основываются параллелизм, хиазм, анафора, эпифора, симплока.
Параллелизм - Ф.р., заключающаяся в тождественности синтаксического строения двух или более смежных отрезков текста: «В каком году - рассчитывай, В какой земле — угадывай...» (Некрасов). Хиазм образуется «перекрещиванием», переменой позиций повторяющихся компонентов двух смежных отрезков текста: Мышка боится Мишки - Мишка боится Мышки. Хиазм нередко используется в заголовках книг, статей и т.п. («Поэзия грамматики и грамматика поэзии» - Якобсон). Принцип хиазма использован К. Марксом в заглавии его труда «Нищета философии», подвергающего критике «Философию нищеты» П. Ж. Прудона. Анафорой (единоначатием) называется Ф. р., состоящая в повторении начальных частей (слова, словосочетания, предложения) двух или более относительно самостоятельных отрезков речи: *Свалился... А то-то был в силе/ Свалился... не минуть и нам...* (Некрасов). Э п и фора противоположна анафоре по позиции повторяющихся элементов, состоит в повторении конечных частей двух или более относительно самостоятельных отрезков речи: «Не станет нас! А миру хоть бы что. Исчезнет след! А миру хоть бы что» (Омар Хайям) . Симплока образуется сочетанием анафоры и эпифоры:  смежные отрезки текста имеют одинаковые начальные и конечные элементы (Этот человек сделал все, чтобы увидеть вас, этот человек специально приехал, чтобы увидеть вас).