Формообразование - образование форм слов (см.). Термин имеет различные истолкования. Согласно одной из точек зрения, Ф. понимается как образование грамматических форм одного и того же слова (напр., форм наклонения, времени, лица, числа и рода глагола, форм рода, числа и падежа имён прилагательных). Т. о., термин «Ф.» по своему содержанию оказывается близким к термину «словоизменение» (см.). Согласно другой точке зрения, понятие Ф. охватывает не только формы одного и того же слова, но и формы разных слов, ср. формы имён существительных муж., ср. и жен. рода {стол, окно, стена), образование глаголов сов. и несов. вида (строить - построить, рассказать — рассказывать), в т.ч. непарных (строить — достроить, застроить и т. п.), образование страдательного залога при помощи постфикса -ся, напр.: изучать — изучаться, рассматривать — рассматриваться, устанавливать — устанавливаться. Данная трактовка Ф. предполагает, что образование грамматических форм осуществляется как при словоизменении, так и при словообразовании. Т.о., понятие Ф. частично пересекается, с одной стороны (поскольку речь идёт о формах одного и того же слова), с понятием словоизменения, а с другой (поскольку имеются в виду формы разных слов) - с понятием словообразования. В связи с этим возможно разграничение словоизменительного и несловоизмснительного (классификационного) Ф.
Основными средствами Ф. в рус. языке являются формообразующие аффиксы, в частности суффиксы (см.), и окончания (см.), присоединяемые к формообразующей основе слова (напр.: вод-ы, нес-ти). Формообразующими и вместе с тем словообразующими являются префиксы (приставки), используемые при образовании глаголов сов. вида (напр., делать - сделать), а также постфикс -ся, используемый при образовании страдательного залога (напр., записывать — записываться). В сочетании с аффиксацией может использоваться грамматическое чередование фонем (напр., собрать - собирать, содрать - сдирать) и перемещение ударения (напр., перерезать — перерезать, перережу — перерезаю). Одним из средств Ф. являются служебные слова в аналитических формах (напр., будет думать, думал бы). Возможно образование форм одного и того же слова от разных корней (напр., иду - шел, я — меня, хороший — лучше}. Такое образование форм называется супплетивизмом (см.).