Функции языка. Будучи важнейшим средством общения, язык объединяет людей, регулирует их межличностное и социальное взаимодействие, координирует их практическую деятельность, участвует в формировании мировоззренческих систем и национальных образов мира, обеспечивает накопление и хранение информации, в т. ч. относящейся к истории и историческому опыту народа и личному опыту индивида, расчленяет, классифицирует и закрепляет понятия, формирует сознание и самосознание человека, служит материалом и формой художественного творчества. Усвоение языка ориентирует ребёнка в среде обитания. Т.о., функции языка многообразны: язык играет жизненно важную роль в основных сферах человеческой деятельности - коммуникативной, социальной, практической, информационной, эпистемической, духовной и эстетической.
Множественность предназначений языка вводит его в предметную область разных наук, каждая из к-рых выдвигает на первый план ту или другую его функцию. Для логики и философии основной интерес представляет роль языка в выражении мысли, для информатики - в обеспечении банка данных, для социологии - в осуществлении массовой   и   межличностной   коммуникации   и  т. д. Совр. биоэпистемология видит предназначение языка «в создании области взаимодействия между говорящими путём выработки общей системы отсчёта» (У. Матурана).
Ф. я. неравноценны. Лингвистика иерархизи-рует их и приводит в систему. Фундаментальными признаются те Ф.я., выполнение к-рых предопределило его возникновение и конститутивные свойства. Такова прежде всего коммуникативная Ф.я. Она обусловливает его основную характеристику - наличие материальной (звуковой) формы и системы правил кодирования и декодирования. Эти свойства обеспечивают и поддерживают единство выражения и восприятия смысла. Коммуникативная функция формирует прагматический компонент языковой структуры, адаптирующий речь к участникам и ситуации общения: дейктические (указательные) средства, систему местоимений, обращения, формулы этикета, повелительные формы глагола, систему времён, темпоральные слова и др.
Служить орудием выражения мысли -вторая фундаментальная Ф. я. Структура языка органически связана с категориями мышления. Основные единицы языка представляют собой аналоги логических категорий: слово соответствует понятию, предложение - суждению, подлежащее - субъекту суждения, сказуемое - предикату. Механизмы референции (см.) служат целям квантификации - выражения логического количества, т.е. определяют, относится ли имя к индивидуальному объекту, классу объектов, определённой или неопределённой части класса, неопределённому члену класса и т. д. Коммуникативная и логическая Ф.я. имеют общую основу. Логические структуры соотносительны с коммуникативными: субъект суждения выражает тему сообщения, предикат - сообщаемое (рему). Коммуникативная Ф. я. связана с сознанием и мышлением человека (см Язык, мышление и сознание).
Язык приспособлен для выражения мысли и для коммуникации, но реализуются эти его главнейшие функции в речи. Поэтому более частные Ф. я. обычно определяются исходя из структуры речевого акта, необходимыми компонентами к-ро-го являются: говорящий субъект, адресат речи (реальный или потенциальный) и то, о чём делается сообщение. Соответственно этой схеме австрийский психолог К. Бюлер выделил три Ф. я.: репрезентативную функцию обозначения внеязыковой действительности, экспрессивную - функцию выражения внутреннего состояния говорящего и апеллятивную- функцию воздействия на адресата речи. Экспрессивная и репрезентативная функции связывают субъект и объект познания. Они обеспечивают когнитивную деятельность человека. По Бюлеру, языковой знак, реализуя указанные функции, обнаруживает разные стороны своей природы. Он выступает
как символ по отношению к обозначаемой им внеязыковой действительности, как симптом цо отношению к говорящему, как сигнал по отношению к адресату речи. В процессе пользования языком акцент может падать на одну из названных функций. Так, в агитации, проповеди, ораторской речи ведущей становится апеллятив-ная функция, в описательном, информативном и научном текстах - репрезентативная, во внутренней речи и непосредственных реакциях — экспрессивная. Преобладание той или другой функции создаёт особые жанры речевой деятельности. Осуществление коммуникации определяется тем, что говорящие пользуются понятным им языком (кодом) и существуют условия, обеспечивающие передачу сообщения. Р. О. Якобсон выделяет с учётом этих компонентов шесть неравноценных Ф.я.: референциальную, эмотивную, конативную, фатическую, металингвистическую и поэтическую. Ведущей является референци-альная (в иной терминологии - номинативная, денотативная, по Бюлеру - репрезентативная) Ф. я. - обозначение внеязыковых категорий. За ней следует эмотивная Ф.я. - выражение отношения автора речи к её содержанию. Она реализуется в формах субъективной модальности, пропозициональных установках, средствах оценки, эмфазе, восклицаниях, интонации, междометиях и т.д. Ориентация на адресата, т.е. ко-нативная (от лат. conatus - попытка) Ф.я., является определяющей для таких форм, как обращение, императив, апелляция к сопереживанию. На базе конативной возникает магическая Ф. я. В религиозном и мифологическом сознании она играет большую роль. Магическая сила слова ассоциируется с проявлением высшей воли: И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. Выступая в магической функции, речь призвана воздействовать на ход событий, психику аудитории. При автоадресованности она служит целям самовнушения, вызывая состояния экстаза, медитации, освобождая от эмоциональных перегрузок. Магическая функция реализуется при помощи определённых приёмов; ср. формулы заклинаний, проклятий, клятв, заговоров, ворожбы, чуранья, привораживанья и т. п. Магические формулы равноценны ритуальным действиям и часто им сопутствуют. Магическую функцию осуществляют также глоссолалии - повторы ритмически организованных, но часто утративших рациональный смысл фраз, напр.: «Нарис стане наризон, рами стане паризон» (Мельников-Печерский). В социальной жизни функцию, близкую к магической, выполняют перформативные высказывания (прескрипции - т. е. предписания, приказы, формулы судебных приговоров, клятв, присяг, обещаний, извинений и др.), а также тексты реклам, лозунгов, призывов, обращений к неодушевлённым предметам. С магической функцией связаны эвфемизмы и табу. Поэтическая, эмотивная, конативпая и магическая Ф. я. способствуют развитию ряда риторических фигур (см. Фигуры речи). На это ещё ранее обращали внимание лит. критики. Так, англ. критик А. А. Ричарде в 1924 предложил различать два типа употребления языка: научное и эмотивное. Для первого существенна истинностная оценка высказываний о действительности; для второго - эмоциональное воздействие высказывания безотносительно к его истинности и даже самой её возможности.
В свободном общении людей реализуется фа-тическая (от лат. for, fatus sum, fari - говорить) Ф. я. Термин «фатическая» (или контак-тоустанавливающая) речь был введён англ. этнографом Б. Малиновским применительно к беседам, целью к-рых является создание уз общности между людьми путём обмена текущей информацией, мнениями, оценками и т. п. Фатическая Ф. я. обслуживается высказываниями, целью к-рых является завязывание, продолжение и прекращение коммуникации.
Высказывания о языке (коде) отвечают металингвистической Ф.я., реализуемой в языковедческих текстах, в процессе освоения ребёнком родного языка, при обучении иностранным языкам, в рефлексии над языком его носителей, напр. «Я объяснил, что есть большая разница между "показательным", когда показывают то, что есть, и "показным", когда показывают то,  чего нет» (Ходасевич).
Установка на то, чтобы сообщение своей формой в единстве с содержанием удовлетворяло эстетическое чувство адресата, создаёт поэтическую Ф. я., к-рая, будучи основной для художественного текста, присутствует и в повседневной речи, проявляясь в её ритмичности, образности и др. Все элементы и уровни языковой структуры допускают эстетизацию, хотя и предрасположены к ней в разной степени: менее всего используется в поэтике морфология, более всего -лексика и фонетика.
Второстепенные Ф. я. выделяются постольку, поскольку они создают особые типы речевых актов или специфические виды речевой деятельности. Вместе с тем они охватывают ие все типы речи. Функциональная классификация высказываний была разработана в теории речевых актов (см. Речь). Металингвистическая Ф.я. всецело определяется предметом высказывания. Поскольку язык не налагает ограничений на тему сообщения, выделение особой Ф. я. по этому признаку представляется нецелесообразным.