Частицы - класс слов, выражающих многообразные отношения, реализующиеся в акте речи или тексте, а именно: отношение сообщаемого к участникам акта речи (говорящему, слушающему), а также отношения между ними; отношение сообщаемого к действительности (в плане его реальности / ирреальности; достоверности/ недосто-верности); отношение между высказываниями и их компонентами. Выражая эти отношения, Ч. реализуют свои значения. В значениях нек-рых Ч. представлены семантические компоненты, модифицирующие содержательную сторону сообщаемого (только, всего, было, не, ни). Ч., кроме того, служат для формирования морфологических и синтаксических наклонений (бы, пусть, пускай). В «Грамматике русского языка» (1952-54) эта классификация частично видоизменена - Ч. делятся по значению на четыре основных разряда: Ч., выражающие различные смысловые оттенки значений слов в речи (вон, именно, всё, лишь, только, даже и др.); Ч., вносящие в речь модальные и модально-волевые оттенки (бы, ну, дай, давай, пусть, -ка и др.); Ч., вносящие в речь эмоциональные, экспрессивные оттенки (ведь, ну и, просто, прямо и др.); Ч., выполняющие словообразовательную и формообразующую функцию (бы, -то, пусть, да и др.). В «Грамматике современного русского литературного языка» (1970) Ч. классифицируются по другому основанию - по функциям. Выделяются три основных разряда: синтаксические (бы, пусть, да, давай и др.); субъективно-модальные (ведь, даже, разве, ли, неужели и др.); отрицательные (не, ни) Ч. Среди субъективно-модальных Ч. различаются по значению усилительные (-то, даже, ведь, вот, же), выделительные (только, лишь только) и др. В «Русской грамматике» (1980) основные разряды Ч. выделяются также по функциям. Различаются Ч. формообразующие (образующие формы слов и формы предложений: бы, давай(те), пусть, пускай, да и др.), отрицательные (не, ни), вопросительные (а, ли, не... ли и др.), модальные (и. ведь, вон, вот, дс и др.), характеризующие признак (действие или состояние) по его протеканию во времени, по полноте или неполноте осуществления, по результативности или нерезультативности (было, бывало, бывает и др.). Ч. в этой грамматике классифицируются ещё и по строению: они делятся на первообразные и непервообразные, на простые (а, благо, более и др.) и составные; составные частицы делятся на расчленяемые (вот бы, вот и, вот так и др.) и нерасчленяемые (добро бы, если бы, ещё бы и др.); внутри составных частиц выделяются частицы-фразеологизмы (нет-нет и; что из того, что и др.). Т.о., вопрос о классах Ч. и принципах их выделения решается по-разному.
При исследовании Ч. как лексических единиц в их системе обнаруживается большое количество пересекающихся подклассов, связанных между собой самыми различными отношениями. К Ч. как единицам языка могут применяться различные классификации, принимающие за классификационную единицу отдельное значение частицы (напр., в предложенной ниже классификации). Наиболее адекватными языковой реальности оказываются те классификации, к-рые отражают семантические свойства Ч. Однако анализ семантики Ч. невозможен без учёта специфики их функционирования.
По основному классификационному признаку -семантическому - Ч. делятся на одиннадцать разрядов. Модальные Ч., выражающие разные виды субъективных отношений. С помощью таких Ч. выражаются значения, связанные с двумя типами модальности: реальности/ирреальности и достоверности/недостоверности. Со значениями «возможность», «желательность», «необходимость», связанными с оппозицией реальность/ирреальность, соотносятся выражаемые частицами частные значения ожидания {просто, и, именно, всё же, всё-таки; напр., И вы согласились!), неожиданности {ну, глядь, как), побуждения, поощрения, требования, пожелания {давай, ну, чтоб, а то, бы, пусть, если бы, когда бы, хорошо бы; напр., У меня чтоб живо!; Чтобы хорошая была встреча!), напоминания/припоминания {чай, ещё, же; напр., Возьми конфету! - Я же не см конфет!; Помнишь её: она ещё песню тебе пела!), предположения {авось, будто, ровно, словно, вроде, точно, никак; напр., Будто вошёл кто-то?), опасения {неравно); с оппозицией достоверности/недостоверности связаны частные значения подтверждения {да, точно), допущения {пусть, ну, хорошо), сомнения, недоверия [да, нет, прямо, разве, будто; напр.: Я найду тебе книгу! -Да, найдёшь! (в значении 'не найдёшь'); Я остаюсь. Нет, в самом деле? (в значении 'не могу поверить')]. Эмоционально-экспрессивные Ч., выражающие различные эмоциональные характеристики (угрозу, удивление, недовольство, досаду, иронию, насмешку): ж, вишь, ишь, просто, прямо. Эти слова (кроме просто, прямо) нек-рые исследователи относят к междометиям как слова, обслуживающие сферу эмоций. Они сближаются с частицами в том случае, когда функционируют в качестве модального компонента предложения. Адрессивные Ч., выражающие семантику, связанную с социальной сферой. Эта семантика может быть сведена к противопоставлениям высший/низший/равный; свой/чужой К этому разряду относятся Ч. -ка, -с (устар.). В значениях Ч. обнаруживается признак категоричность/некатегоричность, к-рый выводит в сферу модальных значений. Контекстные Ч., служащие для выявления авторского поведения, для привлечения внимания к тем или
иным компонентам высказывания или текста. Контекстные Ч. бывают связаны с организацией речевой деятельности {уж, и, да, нет, вот, вон; напр., Да, ещё одна новость; Да, чуть не забыл, тебе письмо), с разного рода уточнениями, касающимися избираемых выражений, заполнений «пустот» в речи {или. того, а именно), и с указаниями на передачу чужой речи {мол, де, дескать, якобы). Количественные Ч., выражающие количественную характеристику компонента пропозиционального содержания с точки зрения говорящего {только, лишь, вот, так). Отрицательные Ч., специализированные на выражении отрицания (не, нет). Фазисная Ч. {было), модифицирующая пропозициональную семантику глагольного предиката, выражая то, что действие началось или было предположено, но не совершилось или было прервано. Выделительные Ч., выражающие значение несоответствия или соответствия предполагаемого, ожидаемого и действительного (только, лишь, даже, аж, именно, и). Отождествительные Ч. [же, и; напр., Здесь он родился, здесь же живет всю жизнь; У меня есть такая же книга {как та, что на витрине)], служащие для выражения анафорических отношений в тексте (отношений кореферентности или равнолексемности). Градационные Ч., выражающие нарастание признака {даже). Частицы-реплик и, способные функционировать в диалоге в качестве реплицирующего компонента {да, хорошо, ладно). Семантическая классификация охватывает весь этот класс слов, но не отражает всех свойств этого класса.
Второй классификационный признак — особенности функционирования Ч.: одни из них могут функционировать в относительно замкнутом высказывании {уж, эк, только, там, тебе), другие - выводить высказывание в более широкий текст, являясь несоюзными показателями связи в тексте {будто, и, ан. ну, только, даже, именно). Ч. также могут классифицироваться по соотнесённости с типом речевого акта: вопросом -разве, неужели, ли; побуждением - пусть, дай, ну, чтоб, а то; утверждением — все прочие Ч. Эта классификация охватывает не весь класс -нек-рые слова в этом отношении нейтральны, неопределённы, не маркированы {только, даже, всего).
Ч., будучи словами, имеющими самые разнообразные параметры, могут одновременно входить в несколько классификаций. Так, Ч. даже является выделительной, текстовой, не маркированной с точки зрения отнесённости к речевому акту; Ч. эк — эмоционально-экспрессивной, функционирует в изолированных высказываниях и в утверждении; Ч. разве является модальной, текстовой, вопросительной (по отношению к речевому акту).